"ЛЕГКИЕ ЖАНРЫ" - то, чего новой культуре так не хватало лет десять назад. В юности завидуешь кинодивам, которые умеют носить платья с открытыми спинами, танцевать, не дожидаясь приглашения, подходить к незнакомцам с бокалом в руке и расставаться со знакомыми так, как если б это было совсем не больно. Хочется так же идти по жизни - смеясь, на последнем - легком - дыхании. Уже наученные "клубной жизнью" находить прелесть в скуке пустого времяпрепровождения, многие получили то, о чем мечтали: теперь каждое лето в городе цветут "оупен эйры" - вечеринки под открытым небом, музыкально замешанные именно на "легких жанрах".
Начало этой традиции положили рейв-пати на Казантипе - общедоступные версии культового отдыха на испанском острове Ибице и в индийском Гоа (пляжи, солнце и серии вечеринок со всеми положенными аксессуарами). Для привязанных к рабочим местам трудоголиков стали придумывать более лаконичные городские аналоги. Этим летом под открытым небом танцуют на пляжах Серебряного Бора и Водного стадиона, гуляют на карнавалах, латинских и джазовых фестивалях в саду "Эрмитаж", ходят на пре-пати к фильмам проекта "35 мм" на террасу клуба Art-Garbage, не пропускают вечеринки на разнообразных кораблях, курсирующих по Москве-реке. "Легкие жанры" в большинстве случаев и задают, и обслуживают актуальный стиль "открытого" досуга.
Презентация сборника "Легкое лето" на одном из таких кораблей (в клубе "Баржа") стала мероприятием наиболее показательным. Жанр музыки "лаундж" (или "изи листенинг"), образцы которого собраны на этом сборнике (третьем из выпущенных фирмой "Легкие-рекордс"), по природе своей подразумевает не только аудио-, но и визуально-бытовой ряд. Легкий жанр рождается, чтобы быть саундтреком - к кино, cocktail-party или медитациям за компьютером.
Уловив это свойство лаунджа, глава "Легких" Олег Нестеров возвел его в идеологию, придумав лозунг: "Легкая музыка для легких людей". И с его помощью не только продвинул свой лейбл, но и реально популяризировал жанр в непривычной к нему стране. В отличие от "Экзотики" - еще одной фирмы, издающей у нас электронную музыку, "Легкие" представляют не просто лучшее, что есть в лаундже, но и самое общедоступное из лучшего: это музыка оркестра Мещерина, "Нож для Фрау Мюллер", Netslov, "Бурундук-квартет" и Krivitsky, дозревший до необходимой степени "легкости", не утратив при этом своей характерной сложности (последние - из новых подопечных Нестерова). Они, собственно, и представляют лучшее, что входит в сборники "Легких".
На первом из них - "Легкой зиме" - главными были композиции "Бурундук-квартета", Олега Скрипки и Евгения Федорова. Хитом второго сборника ("Легкая весна") стала вещь от Netslov, которую легко можно представить саундтреком к роуд-муви (а презентация его была стилизована под экскурсионную поездку в автобусе). "Легкое лето" держится на творениях оркестра Мещерина, "Ножей" и Krivitsky. Представлять его решили на воде - с ветерком, танцами и мороженым. Но подвела погода. Собственно, она и выявила главное противоречие, лежащее в основе отечественного "легкого жанра".
Когда на тебе не платье с открытой спиной, а теплая куртка, светские жесты противопоказаны - так же как мороженое в холод. Но, оглядевшись по сторонам, можно было понять, что такая атмосфера участникам вечеринки подходит куда больше, чем предполагавшаяся в идеале. Жанр "легкой" вечеринки обязан своим существованием строгим, почти аутичным людям, привыкшим общаться со своими компьютерами, не склонным к светскому времяпрепровождению и пишущим музыку не для рвущихся танцевать тинейджеров. К танцам, и то - медленным, из всего "Легкого лета" располагала только композиция Андрея Зуева (по первой профессии - поп-саундпродюсера). Под остальные вещи сборника и "живое" выступление Якова Кривицкого (с музыкой в настроении Summer Night) было органичнее глядеть на холодные звезды и, замерзая, в легком жанре думать о нелегком. В программный "легкий" угар сорвались уже на третьем часу поездки, под диджеев Кругозоров. А с корабля сходили с ощущением, что легкость - не более чем фишка, которую довольно трудно выдерживать.