ЕЩЕ ДВА года назад на этом фестивале с беззаветной верой в русский рок, проповедуемой молодым "Нашим радио", было больше задора, чем соответствия своему названию. Первое "Нашествие" проходило зимой 1999 года в "Горбушке". Буйное цветение фестивального движения в 2000 году поставило вопрос о существовании фестиваля как такового, и ответом стало перенесение смотра-конкурса на открытый воздух и превращение его в едва ли не главное событие музыкального года. Второе "Нашествие" пугало своими толпами и децибелами окрестных жителей и проезжающие электрички двое суток подряд и собрало на своей сцене едва ли не все команды, которые находились в ротации "Нашего радио". Его ареной стал ипподром города Раменское достаточно большая площадка для вмещения всех желающих и удовлетворения амбиций организаторов. Третье "Нашествие" прошло там же. Зрители съезжались на мероприятие в возбуждении и давке, наблюдавшейся на Казанском вокзале с самого утра.
В этом году была своя интрига: генеральному продюсеру "Нашего радио" Михаилу Козыреву наконец удалось зазвать на фестиваль строптивого Юрия Шевчука, который считает "Наше радио" излишне конформным по отношению к попсе и принципиально не участвует в мероприятиях, которые сам не организует. Ценой стало участие в программе фестиваля нескольких абсолютно неизвестных групп - местами любопытных, местами просто жутких, - рекомендованных "батькой Шевчуком". Так что 5 августа, второй день фестиваля, был почти полностью отдан на откуп продюсерскому жару лидера ДДТ. Впрочем, радиостанция выкатила и свою "молодую обойму" - мероприятие, согласно предварительным заявлениям, должно было стать "площадкой для новичков, которым помогают продвинуться звезды".
Первый день фестиваля начался с явления "виновника торжества" - Михаила Козырева. Свистнули фейерверки, декорации разъехались, и на сцене появился генпродюсер "Нашего радио" в черной рясе с надвинутым капюшоном и с электрогитарой в руках. Сыграв несколько "тяжелых" пассажей, Козырев поприветствовал собравшихся и представил первую группу: таллинско-питерскую команду "Конец фильма". Выстрелившая весной этого года смешной русской переделкой позабытой уже песни "Living next Door to Alice" группы Smokie, "КФ" открыла фестиваль своим радиохитом "Ночь одиночества". Шутники-балагуры в жизни и неплохие стилизаторы на сцене, музыканты "КФ", к сожалению, не замечательны более ничем.
Первый день оказался богат на выходки. Группа "Мультфильмы", уставшая от постоянных упреков в неумении играть и петь, покрасила лица серебрянкой, оделась в прозрачные полиэтиленовые чехлы (отчего музыканты стали напоминать стоящие на сцене гигантские мобильники) и исполнила двадцатиминутное попурри из своих песен - только вместо оригинальной мелодии отчего-то использовалась музыка с последнего альбома зубодробительной немецкой команды Rammstein. "Зачем выделываться на таком фестивале? - говорил потом за сценой лидер группы Егор Тимофеев. - Гораздо лучше посмеяться, превратить все это в прикол". Впрочем, выходке самой постмодернистской русской рок-группы "Ногу свело" все равно равных не было. Петь, ездя перед сценой на лошади, - это еще цветочки. Во время исполнения "Матной песни" (так из соображений цензуры была переименована композиция, посвященная тому самому аисту, который приносит потомство) задник сцены опустился, а когда его медленно подняли на прежнее место, то к нему был прицеплен четырехметровый, шокирующий натуральностью своего вида детородный орган со всеми сопутствующими элементами человеческой анатомии.
Если сравнить первый день с линией электропередачи, то он выглядел, как вполне образцовая ЛЭП: провисающую юношескую невнятицу новичков ("Мертвые дельфины", "Магнитная аномалия") подпирали ударные сеты мастеровитых старых и молодых хит-мейкеров - "Неприкасаемые", "Ленинград", Найк Борзов. Последний вполне мог бы посоперничать со "Сплином" за пальму лучшего выступления первого дня. Питерцы за последний год обзавелись прекрасной пластинкой и научились великолепно общаться с залом, а их добродушный хит "Мое сердце" только недавно слез с верхней жердочки русских радиочартов. Их группа-побратим "Би-2" на таком фоне выглядела бледновато, друзья перестарались, не иначе. Флагманы уральского рока "Чайф", одни из хэдлайнеров первого дня, в очередной раз сыграли свою повторяющуюся от концерта к концерту программу, добавив к ней несколько хитов со своего последнего альбома "Время не ждет". За кулисами выяснилось, что из-за опережения графика гордости урал-рока пришлось трудиться на сцене намного больше запланированного, что сломало некую заранее припасенную драматургию их выступления и превратило статусную группу в "затычку", которой залатали временную дырку.
Закончился первый день более чем часовым выступлением мастодонтов русского хеви-метала группы "Ария", специально для которой ручки на аппаратуре вывернули до предела - так, что стоявшие под колонками журналисты просто оглохли. Фейерверки бахали, декорации и шоу впечатляли, а на последнюю треть концерта на сцену вышел оркестр "Глобалис" под управлением Кирилла Кримца (не новички в роке: Кримец уже работал с группами "Мумий-тролль" и "Чичерина"). На поле кто помладше - наслаждался чудесами пиротехники, кто постарше - вдыхал концентрированный запах середины 80-х, когда название этой группы было написано на каждой стене. С какой стати "Наше радио" выдало кредит главного хэдлайнера группе, чья безнадежная замшелость прямо пропорциональна ее псевдоготическому пафосу и пошловатой романтике металлического героизма, осталось загадкой. Кстати, до образования "Арии" ее лидер Кипелов был наряду с лидером "Любэ" Николаем Расторгуевым участником ВИА "Лейся, песня".
Второй день провис. Открывшись крепким, как утренний кофе для усталых после вчерашнего зрителей, выступлением заводной питерской группы "Ночные снайперы", не побоявшейся в столь ранний час устроить несколько премьер песен с альбома (к записи которого музыканты только приступят осенью), второй день медленно начал скатываться в бесконечную грохочущую радиорутину. Правда, не сразу, а после выступления группы "Башаков" (ранее - "Башаков-Бэнд") - очаровательной питерской команды, играющей трепетный и хипповый, почти бардовский по звуку рок. "Мне кажется, мы вообще не вписываемся ни в один формат", - сказал корреспонденту "НГ" лидер группы Михаил Башаков, в свободное от музыки время диджей петербургского Радио "Балтика". Публика (за крайне вялым исключением) отреагировала на группу гробовым молчанием, и та покинула сцену, отметившись на ней тремя песнями.
Есть целый ряд групп, которые не только всегда играют одно и то же, но и звучат, "как на диске". И плохие девчонки из "Восьмой марты" со своей забавной кавер-версией песни БГ "212-8506" ("Борис Гребенщиков гонится за мной, у Борис Гребенщиков не в порядке с головой"), и бессмысленная в своей тяжести и вторичности по отношениям к западным образцам так называемой "альтернативы" группа "Total" (питомцы "крестного отца" Линды, неутомимого продюсера Максима Фадеева), и хардкорово-кришнаитская группа "Небо здесь", накладывающая на рев гитар дидактичные тексты, - увы, увы. Единственной "альтернативной" группой, которая хотя бы как-то запоминалась, была питерская группа "Джан Ку", но и у нее техническая мастеровитость и интересные аранжировки посыпались дустом чудовищной лирики.
Завершал фестиваль полуторачасовой сет "виновников торжества" - группы ДДТ, имеющей, по словам Михаила Козырева, у слушателей "Нашего радио" статус едва ли не святой. Их ждали в прошлом году - не дождались, музыканты не захотели прерывать свой отпуск. В этом - приехали с целой обоймой невнятных молодых команд, чем заслужили раздражение других, не менее статусных хэдлайнеров. Шевчук продолжил свой многолетний крестовый поход против всего - со сцены неслись "Фонограмщик" и другие социально заряженные композиции, снабжаемые дидактичными комментариями. Отчего-то главные хэдлайнеры играли только "би-сайды" со своих альбомов прошлых лет, сместив все известные хиты к концу, поближе к бисам, во время которых были исполнены традиционные "Родина", "Новое сердце" и другие хиты. Закончили, естественно, песней "Это все", после которой грянул прощальный салют.
Прошлогоднее "Нашествие" было рисковым делом, от которого исходил нежнейший запах первопроходческой романтики. Нынешнее - большое, тщательно срежиссированное шоу, а заодно и смотр-конкурс передовых отрядов шоу-бизнеса. Любой радиофестиваль словно воспроизводит эфир станции-организатора. Статусный, богатый "Максидром" из года в год блистает хитами и не раз прославившимися персонажами. "Нашествие" подобно радийному детищу Козырева решило стать инкубатором русского рока - и провалилось в дыру, имя которой - перенасыщение рынка. Превратив (в отличие от прошлого года) фестиваль в "площадку молодняка", "Нашествие" свалило в кучу всех подряд: явных будущих хит-мейкеров из группы "Butch", неумелых провокаторов из "СП Бабай", известных и неизвестных. Козыреву очень хотелось посмотреть, есть ли на нынешнем музыкальном небосводе хоть что-нибудь, что не называется дурацким словом "рокапопс", и результат этого эксперимента, надо думать, оставил его в недоумении.