ВСЕ АРТИСТЫ - нарциссы. Где-нибудь в Голливуде эта аксиома держится на рейтингах и кассовых сборах, иными словами - на системе звезд. У нас этими понятиями озаботились несколько лет назад - с наступлением эпохи шоу-бизнеса. А потому "звездное" мироощущение свойственно лишь редким участникам успешной российской кино- и театральной продукции. Главное обоснование для самолюбования у артиста в России - традиционное: то, что он "больше, чем артист". Он - пророк, имеющий отношение к чему-то высшему, что и возносит его над толпой. Такое мироощущение автоматически делает любой жест артиста фетишем.
Можно рисовать на полях, тут же помечая нарисованное "заметки на полях" (чтобы родня по недоразумению не выбросила) - и выставлять затем в музее, как делает Станислав Говорухин. Можно вести дневник, публиковать фрагменты и класть под стекло на правах экспоната - это случай Чулпан Хаматовой. С этой точки зрения на выставке в Доме-музее М.И. Ермоловой немало любопытного. У того же Говорухина помимо "Заметок на полях" выставлены писанные маслом пейзажи с достойными названиями: "Блеснул мороз" и "Воспоминания о Провансе". Хаматова ложноклассических заголовков к своим пейзажам не сочиняет, но ее пастели вполне вписываются в ряд произведений "больше, чем артистов", подтверждая тезис, что мироощущение определяется не возрастом, а воспитанием, "школой". Школа у 99% участников выставки - старого, литературоцентричного закваса, завязанная на понятиях вроде "духовности".
Валентина Малявина делает коллажи, рисуя на афишах, Нина Дробышева - чуть ли не витражи из разноцветного стекла, Ирина Серова клеит керамические фигуры на холст. Если забыть про мессидж выставки, заключенный в названии "Грани таланта", все это рукоделие - из ассортимента провинциального художественного салона. Что-то было бы забавно знакомым на именины подарить. Например, шляпу из папье-маше производства театрального художника Виктора Назарити.
Исключением среди этой художественной самодеятельности смотрятся фотоработы гримера "Мастерской Петра Фоменко" Ларисы Герасимчук. Это портреты звезд театра - постановочные и репортажные, сделанные, например, в вагоне поезда во время поездок на гастроли. На стену, занятую работами Герасимчук, переводишь взгляд, не веря своим глазам. Такую подборку можно было бы увидеть на фотобиеннале вроде "Моды и стиля в фотографии": изображение Ксении Кутеповой, "пойманной" во время купания в реке, Ксения с сестрой Полиной, одетые в стиле ретро и снятые в жанре фото 30-х годов┘
Если бы делать выставку, отталкиваясь не от пейзажей маслом, а от подобного рода работ, позволяющих заглянуть за кулисы, смотреть ее было бы настоящим удовольствием даже при неровности качества. Ведь даже семейные фотоальбомы друзей рассматривать любопытно. Но это было бы приметой уже другого культурного сознания, подразумевающего, что звезды далеки в своей успешности, но при этом такие же здешние, как и все. И "грани" их интересны именно потому, что позволяют узнать больше о них самих, а не потому, что приобщают к неким "высшим смыслам". А пока на правах звезды - модели работ Герасимчук - на выставке тусовался артист фоменкинской мастерской Кирилл Пирогов. Спектакли этого театра и фильмы вроде "Брата-2", "Дневника его жены", "Сестер", в которых участвовали артисты Фоменко, - редкие примеры работ, предполагающих критерии оценки, в которые входит понятие "звезда".