"Вирус любви" - из тех фильмов, которые можно смотреть с любого места. Домыслить пропущенное не составит труда. На какой сцене ни войди в зал, не избежать ощущения дежа вю. Даже не потому, что сюжеты большинства фильмов о жизни тинейджеров сводятся к разруливанию цепочки несуразно несчастных первых любовей. Просто недавно такой фильм нам уже показывали. Он назывался "Добейся успеха", также был окрашен ровной улыбкой белокурой Кирстен Данст и отличался главным образом декорациями, на фоне которых происходят события. Тогда это были танцы в группе поддержки футбольной команды. Теперь - игра в любительском спектакле.
Келли (Кирстен Данст) влюблена в Берка (Бен Фостер), друга своего брата, а его только что бросила любимая девушка Мелисса, и внимание милой знакомой он воспринимает исключительно как успокоительное. Все, как положено, страдают: Берк по Мелиссе, Келли по Берку. Новый друг Мелиссы на робкие попытки Берка вернуть возлюбленную норовит среагировать кулаками, а брат Келли, наблюдая общение сестры с Берком, то и дело вступается за ее честь. Кажется, что главным героем при таком раскладе должен бы выйти Берк, но Кирстен Данст перетягивает внимание на себя: она в фильме самая красивая, лучше всех танцует и неразделенную любовь играет трогательнее других.
Кирстен Данст прославилась ролью в "Девственницах-самоубийцах" Софьи Копполы. Она напоминает юную Дрю Берримор, только без ее червоточины. Поэтому чаще всего ей предлагают фильмы не о девочках - "ядовитых плющах", а о девочках-солнышках, и на сей день у нее уже сложилось амплуа положительной героини фильмов о подростках. Что само по себе неплохо: в этом жанре ей действительно нет равных. Другое дело, что образцы этого жанра оставляют желать лучшего.
Режиссер "Вируса любви" Томми О"Хавер решил не ограничивать аудиторию фильма тинейджерами, а потому выбрал фоном для развития подростковой драмы комедию Шекспира "Сон в летнюю ночь". Работа многоугольника (Келли, Берк, Мелисса и др.) над постановкой спектакля перекликается с событиями, происходящими между героями пьесы. Такой фильм тоже уже был. Несколько лет назад интеллектуальная публика передавала из рук в руки кассету с фильмом "Жизнь в забытьи", сюжет которого - съемки малобюджетного фильма, а жизнь актеров пародирует его события. За прошедшие годы прием "фильма в фильме" растиражировался и перестал ассоциироваться с независимым кинематографом. В сцене премьеры спектакля жизненные и театральные роли героев "Вируса любви" эффектно накладываются друг на друга, разрешая ко всеобщему удовольствию главную коллизию отношений.
Но ей предшествуют картины жизни репетиционной, сплошь сооруженные из гэгов. Среди них отмечаешь несколько удачных, но они скоро забываются. Те, что остаются в памяти, запоминаются своей крайней топорностью: слетающие трусы, потерянные лифчики, блевотина в компоте. Плюс еще заимствованные из стилистики комиксов картинки в рамке формы облачка, пририсованные к головам персонажей. В сущности, это стилистика молодежного "мыла" - жанра, от и до просчитанного, с тем чтобы максимально задействовать архетипы подросткового восприятия.
Шекспировский "Сон в летнюю ночь" адаптирован в фильме до комикса, а действие развивается достаточно динамично - так что ни подросток, ни взрослый зритель, который придет на "Вирус любви", введенный в заблуждение мелодраматическим названием, заскучать не успеют. Но после "мыльного" начала не ожидаешь эстетски выстроенного финала и игр с подтекстом. Фильм раздваивается - и ни юной, ни особенно взрослой аудитории его с чистой совестью не порекомендуешь. Так часто бывает, когда режиссеру заказывают "жанр" вроде клипа или сериала, а он решает показать себя и воплотить свои авторские амбиции.