0
1318
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2001 00:00:00

Эпоха лаундж-просвещения

Тэги: лаундж, музыка, концерт


ПРОШЕЛ год с тех пор, как в Россию начали привозить западных мэтров стиля "лаундж", иначе говоря - "электронной" музыки. Традиция, начатая основателем этого стиля - японской группой Pizzicato Five, через полгода продолжилась концертом группы Stereolab, а в минувшую субботу в "16 тоннах" впервые выступила Laika - британская группа, названная так в честь "космической собаки", первого существа, побывавшего в 1957 году в космосе.

Поначалу организаторам этих акций задавали вопрос о том, почему они ограничиваются клубной сценой. На концерт великих японцев явился весь имеющийся в России бомонд, и его представители отдавили друг другу ноги, пытаясь танцевать под культовые мелодии вроде "Happy-Sad". Такое же столпотворение наблюдалось и на концерте Stereolab: музыканты специально приезжали на него из других городов. Разве что музыкально-критическая часть публики уже поостыла и в толпу не полезла, заявив: "Да ну их, мы это все в семнадцать лет проходили".

К моменту приезда "Лайки" жанр "первого и единственного концерта в России" западных звезд лаунджа окончательно прояснился: все они приезжают сюда слишком поздно для того, чтобы стать сенсацией культурной жизни, и выступления их носят характер скорее просветительский.

Pizzicato Five посетила Россию за год до того, как прекратила свое существование - и музыка ее была здесь освоена не менее, чем японская кухня. Единственным смыслом акции было живое присутствие музыкантов. Солистка Stereolab изумленно оглядывала зал, когда ее не хотели отпускать со сцены: "Вы действительно хотите еще?!" Такое же изумление читалось на лице лидера "Лайки" Маргарет Фидлер после того, как зал бурно отреагировал на первую композицию концерта. Весь этот год она хоть и работала над новым альбомом, все больше гастролировала с P.J. Harvey, подыгрывая ей на виолончели и гитаре. Видно было, что от такого приема музыканты отвыкли. Ради того, чтобы снова почувствовать себя звездами, пожалуй, стоило съездить в Россию.

Laika образовалась в 1993 году усилиями продюсера Гая Фиксена, известного по работе с такими группами, как Pixies, The Breeders и My Bloody Valentine, и трех музыкантов: басиста Джона Френетта, перкуссиониста Лу Чиккотелли и солистки Маргарет Фидлер. Поначалу это был проект акустический и в таком виде напоминал то, что делает по сей день Сьюзан Вега. Но постепенно "Лайка" стала экспериментировать с сэмплами и шумами, так что два первых альбома, которые принесли ей славу, - "Silver Apples of the Moon" и "Sounds of the Satellites" - произвели сенсацию своей междужанровой природой. Это была музыка на грани электрики и джаз-рока. При этом трип-хоповые (электронные) темы игрались на акустических инструментах, а джаз-роковый эффект достигался при помощи сэмплов.

Собственно, таковой музыка "Лайки" остается и по сей день, разве что после третьего альбома ("Good Looking Blues") она стала более однообразной, так что на концерте уже после третьей композиции возникает ощущение, что все понятно и лучше успеть на метро.

Маргарет Фидлер, платиновая блондинка в рабочей одежде, начитывает меланхолично-значительные тексты, заставляющие вслушиваться, но напрочь заглушаемые тревожным трип-хопом гитарно-клавишного происхождения и собачьим воем сэмплов, создавая атмосферу концерта скорее "тяжелой", чем "легкой" музыки (каковой принято считать лаундж).

Танцевать под такую музыку не тянет. Отправляться за текстами на сайт группы тоже бесполезно: при всем внимании к словам "Лайка" делает вид, что дело не в них. Вопрос о том, что делать с этой музыкой, напрашивается сам собой - как и соображение о том, что неплохо бы вписать концерты "Лайки" на регулярной основе в программу модного клуба - через запятую с концертами появившихся в стране лаундж-групп, вроде "Ножа для Фрау Мюллер", Netslov или "Видов рыб". Глядишь, со временем и билетов бы всем стало хватать, и на ноги бы наступать перестали. Но пока они имеют статус "первого и единственного концерта в России", размышлять об этом особого смысла не имеет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
344
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости