ПРОШЕЛ год с тех пор, как в Россию начали привозить западных мэтров стиля "лаундж", иначе говоря - "электронной" музыки. Традиция, начатая основателем этого стиля - японской группой Pizzicato Five, через полгода продолжилась концертом группы Stereolab, а в минувшую субботу в "16 тоннах" впервые выступила Laika - британская группа, названная так в честь "космической собаки", первого существа, побывавшего в 1957 году в космосе.
Поначалу организаторам этих акций задавали вопрос о том, почему они ограничиваются клубной сценой. На концерт великих японцев явился весь имеющийся в России бомонд, и его представители отдавили друг другу ноги, пытаясь танцевать под культовые мелодии вроде "Happy-Sad". Такое же столпотворение наблюдалось и на концерте Stereolab: музыканты специально приезжали на него из других городов. Разве что музыкально-критическая часть публики уже поостыла и в толпу не полезла, заявив: "Да ну их, мы это все в семнадцать лет проходили".
К моменту приезда "Лайки" жанр "первого и единственного концерта в России" западных звезд лаунджа окончательно прояснился: все они приезжают сюда слишком поздно для того, чтобы стать сенсацией культурной жизни, и выступления их носят характер скорее просветительский.
Pizzicato Five посетила Россию за год до того, как прекратила свое существование - и музыка ее была здесь освоена не менее, чем японская кухня. Единственным смыслом акции было живое присутствие музыкантов. Солистка Stereolab изумленно оглядывала зал, когда ее не хотели отпускать со сцены: "Вы действительно хотите еще?!" Такое же изумление читалось на лице лидера "Лайки" Маргарет Фидлер после того, как зал бурно отреагировал на первую композицию концерта. Весь этот год она хоть и работала над новым альбомом, все больше гастролировала с P.J. Harvey, подыгрывая ей на виолончели и гитаре. Видно было, что от такого приема музыканты отвыкли. Ради того, чтобы снова почувствовать себя звездами, пожалуй, стоило съездить в Россию.
Laika образовалась в 1993 году усилиями продюсера Гая Фиксена, известного по работе с такими группами, как Pixies, The Breeders и My Bloody Valentine, и трех музыкантов: басиста Джона Френетта, перкуссиониста Лу Чиккотелли и солистки Маргарет Фидлер. Поначалу это был проект акустический и в таком виде напоминал то, что делает по сей день Сьюзан Вега. Но постепенно "Лайка" стала экспериментировать с сэмплами и шумами, так что два первых альбома, которые принесли ей славу, - "Silver Apples of the Moon" и "Sounds of the Satellites" - произвели сенсацию своей междужанровой природой. Это была музыка на грани электрики и джаз-рока. При этом трип-хоповые (электронные) темы игрались на акустических инструментах, а джаз-роковый эффект достигался при помощи сэмплов.
Собственно, таковой музыка "Лайки" остается и по сей день, разве что после третьего альбома ("Good Looking Blues") она стала более однообразной, так что на концерте уже после третьей композиции возникает ощущение, что все понятно и лучше успеть на метро.
Маргарет Фидлер, платиновая блондинка в рабочей одежде, начитывает меланхолично-значительные тексты, заставляющие вслушиваться, но напрочь заглушаемые тревожным трип-хопом гитарно-клавишного происхождения и собачьим воем сэмплов, создавая атмосферу концерта скорее "тяжелой", чем "легкой" музыки (каковой принято считать лаундж).
Танцевать под такую музыку не тянет. Отправляться за текстами на сайт группы тоже бесполезно: при всем внимании к словам "Лайка" делает вид, что дело не в них. Вопрос о том, что делать с этой музыкой, напрашивается сам собой - как и соображение о том, что неплохо бы вписать концерты "Лайки" на регулярной основе в программу модного клуба - через запятую с концертами появившихся в стране лаундж-групп, вроде "Ножа для Фрау Мюллер", Netslov или "Видов рыб". Глядишь, со временем и билетов бы всем стало хватать, и на ноги бы наступать перестали. Но пока они имеют статус "первого и единственного концерта в России", размышлять об этом особого смысла не имеет.