0
789
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2001 00:00:00

Искусство держаться корней

Тэги: выставка, живопись


ДРАМАТУРГИЯ выставки - искусство из разряда концептуальных. Одно дело выставлять готовый цикл работ художника, где даже последовательность их просмотра придумана автором, другое дело - устраивать шоу с помощью давно созданных творений. Это умеют в Европе, у нас же только Русский музей ежемесячно тасует свои картины, да и то весьма комично. Поэтому главной звездой выставки "Отцы и дети" оказалась ее куратор Вера Погодина. Стоя на фоне собранных картин, она подробно разъясняла в телекамеры свое открытие: что все лучшие концепции воплощены в русской литературе XIX века.

Русскую классическую литературу уже много лет используют на манер греческой мифологии. Делают "с нее" характеры и сюжеты для фильмов про ближайшее будущее вроде "Даун-хауса" Романа Качанова, снятого при участии Ф.М. Достоевского и его "Идиота". Перелагают ее на "новорусский", как поступила Катя Метелица с "Анной Карениной", подметив в романе Толстого ружье, которое так и не выстрелило, - морфий. Откровенно паразитируют на ней, как Владимир Сорокин, и так далее - вплоть до "Чайки" Б.Акунина.

Художников эта тенденция тоже не миновала. У Владимира Дубосарского с Александром Виноградовым, например, есть целый цикл картин, на которых томики русских классиков изображены в обрамлении русских же пейзажей: Пушкин - в одуванчиках, Чехов - в яблоках. Когда такого рода концептуализм касается кураторской деятельности, появляется эффект третьей рамки. На выставке "Отцы и дети" напротив этих работ Дубосарского и Виноградова из цикла "Русская литература" висят картины одного из отцов - Ефима Дубосарского. Сирень на них изображена в той же стилистике, что и русские пейзажи на картинах "детей". Рядом с несколькими ню Айдан Салаховой - картина ее отца Таира Салахова: портрет женщины, которая чертами лица и фигурой весьма похожа на женщин с полотен дочери. А "Окна" Ивана Чуйкова (пейзажи, вписанные в разной формы оконные рамы) выставлены напротив распахнутых окон, нарисованных его матерью Евгенией Малеиной. Куратор выставки говорит, что вопреки Тургеневу хотела подчеркнуть преемственность, а не противоборство поколений. В случаях Дубосарских, Салаховых и Чуйковых "дети" как бы берут в кавычки - или вставляют в свою рамку - то, что делали "отцы", наглядно демонстрируя банальную механику преемственности: она невозможна без противоборства.

Отношение "притяжения-отталкивания" - это и есть диалог, определяющий развитие искусств. Но эффект удался лишь отчасти. Скажем, отец Ивана Чуйкова Семен и его дочь Евгения Чуйкова кажутся участвующими в выставке скорее для количества - потому как, судя по представленным работам, ни в каком диалоге с членами своей семьи не состоят. К сожалению, большинство "отцов" и "детей" (Савва Бродский и Александр Бродский, Виктор Пивоваров и Павел Пепперштейн, Глеб Макаревич и Игорь Макаревич), подобранных Погодиной, соседствуют с отстраненно-равнодушным видом, так что расположение их картин друг напротив друга "не играет". К тому же "дети" и "отцы" показаны очень неравноценно: на пять работ представителя младшего поколения - одна старшего, либо наоборот.

Вера Погодина планирует продолжить свое концептуальное начинание выставками на темы "Война и мир", "Горе от ума", "Преступление и наказание". Удачно подобрать работы для следующих выставок будет еще сложнее. Тема "Отцы и дети" в этом ряду - наиболее адаптированная к современной культуре. Все привыкли слышать про Андрона и Егора Кончаловских, Олега и Михаила Ефремовых, Бориса и Алису Гребенщиковых и так далее - уже один эффект сопоставления имен сходит за "фишку".

Кстати, при всей светской замыленности темы "Отцов и детей" у выставки нет ожидаемого "мажорского" пафоса, который заключается в том, что слава "отцов" всю жизнь сопутствует "детям": все представленные Погодиной "дети" давно известны сами по себе. У неспециалиста они даже более на слуху, чем "отцы", так что мессидж, заложенный в названии, читается с конца: глядя на творения старших, понимаешь, что за ромашки обрамляют младшие и зачем вообще все это делается. Так, если по прочтении творений Сорокина взяться за русскую литературу XIX века, к современной словесности будет гораздо меньше вопросов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
343
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости