На прославленной сцене лондонского Роял Опера Хаус, больше известного как Ковент-Гарден, завершились гастроли балетной и оперной трупп санкт-петербургского Мариинского театра. Давно в английской столице не наблюдалось такого ажиотажа среди поклонников хореографического и вокального искусства. Все сильные мира сего, оказавшиеся в первую половину лета в Лондоне, посчитали своим долгом посетить спектакли, которые давали питерские артисты. Так, на "Спящей красавице", открывавшей гастроли Кировского балета, в перерыве между вторым и третьим актом я нос к носу столкнулся с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. "Где Валерий?" - судя по обращенному к нам вопросу, главный международник планеты Земля хотел выразить свое восхищение руководителю Мариинки Валерию Гергиеву (которого хорошо знает). И вообще от звезд мировой политики и искусства, находившихся в ходе гастролей в красавце-зале Ковент-Гардена, буквально рябило в глазах.
Балетная труппа Мариинки, являющаяся частым гостем английской столицы (последние гастроли состоялись здесь летом прошлого года), была, как всегда, на высоте положения, продемонстрировав такое мастерство, что многие английские балетные критики при встрече со мной просто разводили руками. И это английские эксперты, которые обычно довольно строги и скупы на похвалу. Хвалили солистов, кордебалет, оркестр, сами постановки. Если во время весенних гастролей балета Большого театра успех шел по нарастающей, то в случае с Мариинкой овации зрителей и восторженные рецензии специалистов сопровождали все гастроли начиная с первого спектакля. Особенно досталось солистам - Ульяне Лопаткиной и Игорю Зеленскому, Диане Вишневой и Фаруху Рузиматову, Жанне Аюповой и специально приглашенному на эти гастроли из Москвы Николаю Цискаридзе (последний из-за травмы пропустил гастроли Большого, в котором является ведущим солистом, а теперь наверстал упущенное).
Обозреватель "Санди таймс" Дэвид Дугилл в статье под недвусмысленным заголовком "До свидания, мои любимые" подвел итоги выступлений Кировского балета в Роял Опера Хаус, где писал, что очень больно и тяжело расставаться с выдающимся коллективом на целый год - из этих слов можно догадаться, что и в будущем году труппа, уже несколько лет возглавляемая Махарбеком Вазиевым, вновь станет гостем британской публики. Дэвид Дугилл особо подчеркнул, что Мариинка привезла в Лондон исключительно разнообразный репертуар: от классических постановок "Лебединого озера", "Спящей красавицы", "Корсара" до современных по стилю спектаклей в хореографии Джорджа Баланчина и Кеннета МакМиллана, и проявила себя в полном блеске, а в чем-то и превзошла саму себя. При этом британский журналист не просто пел дифирамбы солистам, но разбирал по полочкам работу кордебалета и оркестра, дав им тем не менее высший балл.
Что же касается гастролей оперной труппы Кировского театра, то здесь, несмотря на успех у зрителей, мнения местных критиков явно разошлись. Для одних интереснейшая программа, привезенная Валерием Гергиевым, состоявшая из шести опер Дж. Верди и его же "Реквиема", стала истинным открытием. Другие же с немалой долей скепсиса восприняли выступления санкт-петербургских вокалистов. Критики-музыковеды проявили редкую солидарность в негативной оценке новой постановки "Бала-маскарада", мировая премьера которого состоялась 13 мая в Санкт-Петербурге, посчитав спектакль откровенной неудачей Мариинки. Довольно прохладно отнеслись они и к прозвучавшей на сцене Ковент-Гардена "Аиде".
Немало было и других спорных точек зрения. В частности, проскользнула мысль о том, что у питерских вокалистов хорошо получаются лишь оперы русских композиторов - Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева. Касаясь нынешней программы, привезенной Мариинским театром, английский критик Хью Кэннинг писал: "Для Гергиева это выглядело поистине "золотым" шансом - ведь нынче в мире наметился острый кризис по части исполнения опер Джузеппе Верди. Итальянские певцы, которые ранее были законодателями моды в оперных спектаклях на музыку великого итальянского композитора, сегодня решили отойти на "территорию бельканто" и предпочитают петь в операх Россини, Беллини, Доницетти, где больше в почете вокальная "гибкость", техника, нежели сильные, "крепкие" голоса". По мнению музыковеда, надежды на то, что артисты Мариинки смогут достойно заполнить эту нишу и проявить себя в полном блеске, не оправдались.
Оценки оценками, но даже при сверхкритическом настрое местных газетчиков большинство из них не могли не признать, что оперная труппа Мариинского театра - одна из лучших в мире, а от неудач не застрахован никто.