ГЛЯНЦЕВАЯ производственная фотография - жанр новый и кажущийся парадоксальным. Понятно, что советские фоторепортажи про трудовые будни нефтяников или хлеборобов были сплошной лакировкой. Точно так же понятно, что мастера современного фотогламура неохотно снисходят к подобным проблемам. Поэтому выставка "Пристрастный взгляд: нефть и люди", открывшаяся в Московском Доме фотографии и организованная при поддержке нефтяной компании "ЮКОС", заранее представлялась любопытной.
Но оказалось, что соединить производственную тематику и мастерство современного фотографа можно легко, не вышибив никакой искры. Фотографы - Сергей Бурасовский, Ганс Буркард, Борис Бендиков, Дмитрий Резван, Андрей Ткаченко и Василий Шапошников - ставили своей задачей показать мир глазами нефтяника, а "ЮКОС" - сломать расхожее представление о том, что нефтяная компания это тонны железа и горы зеленых банкнот. Поэтому фотографии на выставке разделены по темам: люди, среда, детали.
Итак, среда. Разноцветные трубы на фоне голубого неба, матовый блеск металла и ярко зеленые сосны рядом, цеха с огромными, впечатляющими переплетениями проводов, лестниц, перекладин, балок. Хай-тек и природа сливаются в идиллическом экстазе: просто потому, что предпочитают яркие цвета. Люди. Крупным планом. Увлеченно смотрят ввысь. На все те же матовые трубы и голубое небо. Простые рабочие и нефтяные боссы - все рядом, все на черно-белой пленке. Конечно, выглядят они более живыми и человечными, чем на привычных советских фото, но считать их шедеврами фотопортрета тоже сложно. Наконец детали. Матовые и причудливые. Кто сказал, что их производство поставлено на поток? Каждая индивидуальна и интересна по-своему. Но и эта тема была отработана фотографами эпохи конструктивизма. Деталь, превращающаяся в абстрактную картину, - это, пожалуй, самый интересный раздел выставки (фотографии Бориса Бендикова), впрочем, и он на ноу-хау не тянет.