КАМЕРНЫЙ оркестр "Кантилена" под управлением Андрея Истомина выступает не очень часто, но его деятельность начинает привлекать внимание. Для камерного оркестра не первой величины это уже много. Оркестриков такого рода и так достаточно, принцип же их возникновения часто объясняется внемузыкальными обстоятельствами: например, инструменталист находит средства на небольшой коллектив и начинает дирижировать. Так что уровень камерных оркестров самый разный, а большинство из них не имеет выраженной творческой концепции. "Кантилена" существует несколько иначе. Оркестр работает по фестивальному принципу, и его молодой руководитель исходя из реальных возможностей собирает музыкантов на конкретную программу. Зато такие появления "Кантилены" имеют свою направленность: оркестр, как правило, выступает с монографическими программами раритетной барочной музыки, непременно приглашая и солистов.
За прошедший сезон "Кантилена" дала четыре программы: Баха, Гайдна, Моцарта и Вивальди. При этом клавирные концерты Гайдна и 15-я симфония Моцарта звучали в Москве едва ли не впервые. Только что Истомин продирижировал программой Вивальди. В нее вошли один из концертов для оркестра (или маленькая симфония), затем четыре струнных концерта: два виолончельных и два двойных, для скрипки и виолончели. Вечер прошел в усадьбе Кусково, где уже давно практикуются летние музыкальные сезоны. Зал деревянного дворца - с золотом, классическими барельефами и зеркалами - один из немногих в Москве, которые так изумительно "звучат". И потому прошедший концерт оказался по-летнему приятным и познавательным.
Фестивальный принцип оркестра, разумеется, отражается на характере репетиционного процесса, и надо признать, что в концертах "Кантилены" не все идеально гладко. Нерегулярностью работы несколько ограничен и простор для стилевых поисков, столь актуальных сегодня в камерном оркестровом музицировании. И несмотря на это, есть главное: "Кантилена" берет заинтересованностью молодого оркестра, преодолевающего пока имеющиеся шероховатости. В оркестр, как правило, собираются одни и те же музыканты, и такой важный момент, как взаимопонимание между ними и дирижером, в первую очередь и воспринимается публикой.
В симфонии Вивальди оркестр не сразу, но быстро набрал тонус. А с солистами музыка прозвучала просто с высококлассной выразительностью. Игру виолончелиста Михаила Уткина (много выступающего самостоятельно, но известного прежде всего как участника знаменитого "Московского трио") отличают чистота и певучая протяженность мелодии, сочетаемая с теплотой звучания. Два концерта в его исполнении внесли ощутимо лирическое настроение. При этом особенно завораживающе тянулись медленные части, где виолончель солирует лишь в сопровождении другой виолончели и клавесина. Перепев двух басов (виолончельное соло в оркестре исполнял Алексей Кропотов) имел что-то от вдохновенного разговора, "ограненного" аккордами клавесина. Клавесинистом в тот вечер был сам Сергей Мясоедов, руководивший Московским Баховским центром и прибывший на концерт со своим инструментом.
Присоединившийся к ансамблю молодой скрипач Виталий Хандрас внес новое настроение своей собранной игрой. Двойные концерты с его участием прозвучали стремительно и "подтянуто". В этом его выступлении, может, и не все ладилось, но лидерская "настраивающая" основа его мастерства сработала в полной мере (не даром Хандрас возглавляет группу вторых скрипок у Спивакова в "Виртуозах Москвы"). Способность к творческому преодолению сиюминутных неурядиц - та черта московской концертной жизни, которая свойственна сегодня большинству несущих ее артистов. Мастерства и вдохновения музыкантов вполне хватило на вечер с настоящим вивальдиевским настроением.