ГЛАВНЫЙ мифотворец Голливуда Стивен Спилберг настолько свыкся со своим положением патологоанатома зрительских фантазий, что решил реанимировать пафосный дух недавно усопшего Стэнли Кубрика. Разнообразия ради.
У главы империи развлечений Dream Works снова все получилось. Стивен Спилберг и Стэнли Кубрик несоотносимы по своему статусу (как удачливый магнат и рафинированный нигилист), однако именно усилиями этого виртуального альянса на свет появилась первая антиутопия нового тысячелетия. "Искусственный интеллект" обрушивается на ценителей сентиментальных радостей с напором отлаженного механизма, бьющего прямо в цель - урбанистическая драма давит слезу, сверкает отполированной фактурностью и милосердно оставляет в недоумении от ложного хеппи-энда.
Спилберг решил играть на своей территории, адаптировав под страшную сказку знакомую почву "Инопланетянина" (E.T.), опустошившего в свое время кошельки обывателей. Новое явление коммерческого перфекционизма даже именуется сходно (A.I.), а вместо сиропной начинки Спилберг решил обдать жанровый канон детского фильма ледяным дыханием мира Кубрика ("Космическая Одиссея: 2001") - глубоко больного продукта эволюции, зашедшей в тупик. Проблема наследования новых миров, вселенская усталость и бесконечная печаль великого режиссера, бежавшего от магического американского прагматизма в Англию, обрели в кривом зеркале Спилберга совершенно неожиданные ракурсы. Прежде всего Спилберг железной хваткой короля иллюзий впился в идею памятника прошлым победам, замороженным в веках (именно в таком качестве покоится на дне заледеневшего океана голубая фея из его же "Крюка"). Эта музыка будет вечной, как неизменными останутся самолюбования нарцисса, насытившего свой новый фильм десятками кинематографических цитат. Мякоть спилберговской машинерии позволяет сопоставить пряный мир опытного фокусника с галактикой признанного гения режиссуры. В новом веке они разыгрывают партию на одной доске: панорама Апокалипсиса позволяет многое.
Стивен Спилберг ощутил решимость опытного повара, способного подать любое блюдо, нашпигованное пьянящими идеями, к столу посетителя адской кухни современного кинематографа, откровенно уставшего удивлять. Герой "Шестого чувства" в грустном обличье Хэйли Джоэла Осмента в свое время определил своего учителя как "заику Стэнли". Спилберг решил помочь переварить кубриковский мир усилиями этого магнетического мальчика - грубая презентация инопланетян как роботов удалась во многом благодаря усилиям Осмента, главного ребенка-звезды сегодняшнего Голливуда, заработавшего немыслимые дивиденды своей просветленной угрюмостью. Кубрик при содействии Стивена заговорил пугающе внятно. Мальчик-робот в попытке самоидентификации через волшебство абсолютной (механической) любви способен вдребезги разбить самое черствое сердце. Спилберг знает толк в рождественских поросятах, но совершенно не чувствует границ эффекта саднящего умиления - явный перебор отсылок и смысловая каша, якобы укрепляющие бетон сногсшибательной мелодрамы, застревают в оскаленной улыбке "Искусственного интеллекта". Все флаги будут в гости к нам: тут и закадровая стихотворная проза от Бена Кингсли (известного в титульной роли идеолога ненасилия Ганди), и компьютерный астролог Эйнштейн (с голосом Питера Пена и "Двухсотлетнего человека" - Робина Уильямса), и "край мира", именуемый Манхэттен, и жалкие роботы на суде Линча, выполненном по карнавальным законам "Заводного апельсина" Кубрика, и шаркающая музыка Джона Уильямса, окончательно погрязшего в сэмплах возвышенного минимализма. И эти флаги реют исключительно гордо, в пароксизме исторического всепрощения и торжества гуманизма, которое вершат, конечно же, роботы - формальные слепки человеческой натуры и хладнокровные наследники погибшей цивилизации.
Спилберг набил из Кубрика чучело, вложил в его уста коммерческий идеализм и привел в движение: кассовые показатели "Искусственного интеллекта" говорят сами за себя, при всей вопиющей иномирности этого шедевра таксидермии. Впрочем, случай робота-режиссера, настроенного на модернизацию медитативной лексики своего учителя, действительно убедителен. Кинокритики всего мира упорно гадали - стоит ли относить деятельность Стивена Спилберга к избитому определению "постмодернизма" - постановщик "Искусственного интеллекта" высказался сам, приравняв фетиш интеллектуалов последнего времени - цитатность - к смертельному оружию образованного коммерсанта, для которого маска не имеет особого значения. Главное - удовлетворение от процесса и тоска воскресного вечера. Необходимые эмоции для жадных до побед старателей.
***
ВЫШЕДШИЙ на широкий экран в США научно-фантастический фильм "A.I." обещает побить все рекорды по направлениям "афиша-публика-касса". Помимо того, что лента представляет собой реализацию проекта двух наиболее маститых режиссеров Голливуда, и того, что в главной роли снялся "самый известный в мире подросток" 13-летний Хэйли Джоэл Осмент, успех "Искусственного интеллекта", вне всякого сомнения, объясняется темой. Американцы ничуть не меньше, чем, например, японцы, психологически готовы к наступлению эпохи сосуществования человека с роботом.
В центре событий, разворачивающихся в "сюрреалистической постапокалипсической драме", рассказывается о судьбе мальчика-компьютера, которого используют в борьбе за предотвращение таяния ледяных шапок на Северном и Южном полюсах, что грозит полным затоплением расположенных на их кромках городов - действие происходит в середине XXI века, когда рост народонаселения Земли вынудил человека освоить и эти, как нам сейчас кажется, малопригодные для жизни районы Планеты. Это - внешняя сторона повествования. Значительно больший интерес и значение представляет психологическая линия драмы.
Как уже давно предсказывают такие американские футурологи, как Рэй Курцвайл, к середине XXI века на практические рельсы встанет психоинженерия - развитие технологии в масштабах пикометров, к концу же этого века произойдет полное слияние человеческого мышления с миром машинного интеллекта. Выступивший недавно в программе телекомпании Эй-би-си доктор психологии Майкл Гиллэн считает, что в эпоху сосуществования человека с роботом уже вступают такие страны, как Япония (создавшая компьютер, полностью имитирующий движения человека), Дания (где создан компьютер, повторяющий набор движений котенка), наконец, США, где к 2025 году планируется провести открытый бейсбольный матч с участием двух команд - победителя национальных соревнований и команды бейсболистов-роботов.
Интеллектуальные машины с "мозгом" из электронно-фотонных эквивалентов клетки человеческого организма, в основе которой лежит углерод, уже к середине XXI века, претендуя, по выражению Курцвайла, "на духовность", объявят себя "людьми". Очень скоро количество способных самовоспроизводиться "людей-софтверов" (людей-программ) значительно превысит численность настоящих белковых людей. Однако и среди последних значительная часть будет представлять собой комбинацию, поскольку в человеческий организм во все большем количестве будут вживляться имплантанты. Безграничные "интеллектуальные", а следовательно, и физические возможности конгломерата "людей-софтверов" и людей имплантированных будут в состоянии решить чуть ли не все проблемы, над которыми в течение всей своей истории мучилось человечество, включая проблему смертности человека и неизбежности конца самой нашей Планеты. Ведь большинство "сознательных существ" будет лишено постоянной физической формы, получив возможность менять ее произвольно. Все более совершенные электронные чипы, восполняя износившиеся детали "интеллектуально-духовного аппарата", смогут до бесконечности сохранять исконную "программу личности". Все более совершенные материалы обеспечат вечно "юную" телесную оболочку. Развитие новейшей технологии, отмеченное постоянным стремлением к миниатюризации, приведет к предельной миниатюризации и самих "сознательных существ", и, соответственно, их технологии, что, позволив преодолеть привязанность к одной лишь нашей Планете, откроет возможности переселения в безграничные пространства Космоса.
Но действительно ли будут решены "все проблемы"?
Неизбежно наступление момента, когда граница между человеком и компьютером окажется столь нечеткой, что человеку не останется ничего иного, как согласиться с претензией машины на обладание не только сознанием, но и духовностью. Человек сложен из-за борющихся внутри него целей - ценности и эмоции нередко конфликтуют друг с другом, что является неизбежным следствием способности человеческого мозга к высокому уровню абстрагирования. В своем развитии компьютеры, будучи моделями человеческого интеллекта, также приобретут способность формулировать цели в соответствии с теми или иными ценностями и эмоциями. Станет ли "сознательным" искусственный интеллект, достигший всей сложности мышления человека? Будет ли обладать "свободой воли"? Получит ли печать духовности?
Психологическая линия киноленты "Искусственный интеллект" если и не отвечает, то ставит многие из этих вопросов. Судьба мальчика-робота, в основе которого - компьютер, способный сознавать факт собственного существования, глубоко трогает зрителя именно потому, что на наших глазах он совершает самое сложное из всех выпавших на его долю "путешествий" - путешествие внутрь самого себя. В конце этого пути героя ждет открытие, от которого зависит его судьба: способен ли он стать чем-то большим, чем машина, даже если эта машина - искусственный интеллект.
Сан-Франциско