Как рационально распределить силы и деньги в области культуры? Как решить назревшие новые проблемы и обозначить новые цели? Речь в Академии искусств Берлина, по существу, шла об искусстве.
Первым взял слово журналист Йене Йенсен:
- Все чаще нам приходится оправдываться. Все чаще нам говорят, что культуры слишком много. Хотя ведь это все равно, что сказать, что воздуха слишком много (аплодисменты). Все чаще я слышу: "Зачем нам столько музеев, театров, университетов, фестивалей? Сколько стоит государству содержать музей, театр? Если вы так любите искусство - платите за билеты в музей и театр в сто раз больше - и наслаждайтесь. Пусть налог на культуру платит лишь тот, кто ею пользуется. Культура отбирает деньги у экономики, ничего не возвращая..." Чувствуя эти настроения, мы все чаще обращаемся к услугам частного капитала. Для меня такой выход - весьма сомнителен. Ведь они дают деньги лишь на то, что им доступно. А ведь не секрет, что самые бедные и самые богатые слои нашего общества одинаково развиты эстетически (смех, аплодисменты). Лучше пользоваться услугами банков, организаций, чем частных лиц.
Кристоф Штольц, министр культуры Берлина:
- Все далеко не так плохо, поверьте мне. В Германии культура, или, вернее, учреждения культуры финансируются лучше, чем где бы то ни было в Европе. Невзирая на все протесты! Но наши дальновидные бизнесмены очень хорошо понимают, что, пропагандируя немецкую культуру во всем мире, мы делаем первый шаг, а за нами идет индустрия. Поэтому в участии частного капитала я не вижу ничего плохого, и мне даже несколько странно, что этот вопрос возник. Томас Манн и другие великие писатели Германии впервые были опубликованы в частных издательствах. И владельцы издательств неплохо заработали, ввели в нашу культуру великие имена и сами вошли в историю. А тем, кто говорит об убыточности культуры, можно привести огромные цифры, которые мы ежегодно зарабатываем на творчестве, например, Гете. Чья работа двухсотлетней давности до сих пор приносит прибыль? А сколько мы зарабатываем на Томасе Манне и на его брате Генрихе! Наш уважаемый господин Йенсен нарисовал мрачную картину, в которой деятели культуры прямо-таки затравлены врагами искусства и культуры. Но я думаю, большинство людей живет в предчувствии "культурного припадка". Вдруг завтра меня повлечет в музей или театр, вдруг завтра я найду время для этого? Напомню мюнхенский анекдот 20-х годов: умирает мюнхенский продавец, глубокий старик. И говорит: "Господи, если бы ты дал мне еще один день жизни, я бы сходил в наш знаменитый музей, в нашу "Пинакотеку"!" Так что те, кто не посещает театров, необязательно мечтают их разрушить. Они - зрители будущего. Надо не рыть окопы, а подумать о том, как потенциальных зрителей сделать реальными.
Юлиан Нида-Рюмелин, министр культуры Германии:
- Как приятно было слушать моего коллегу! И как жаль, что его оптимизм я разделить не могу. Деньги с гораздо большим удовольствием тратят на постройку домов и дорог, чем на культуру. Деньги достаются с огромным трудом (он глубоко вздохнул и послал в зал утомленный взор). А когда мы теряем на дилетантизме какого-нибудь менеджера, все молчат, а лишь только требуются дополнительные дотации на культуру, поднимается повсеместный шум. Нам навязывается бухгалтерский подход к культуре: на спектакле зал заполнен на 60 процентов, на выставку сегодня пришло столько-то людей, а надо бы в три раза больше. Как только мы примем такие мерки - нас ожидают последствия самые печальные... Наверное, я сейчас скажу странную вещь для министра культуры, но я не верю, что культура способна спасти от варварства. Поэтому я утверждаю, что лишь государство должно содержать в себе механизмы, противостоящие деструктивным явлениям. Культура может влиять очень опосредованно и в нужный момент оказывается безоружной. Надо четко определить эти границы, чтобы не требовать от искусства того, что оно сделать не в состоянии. Грубо говоря, приход национал-социализма не остановило то, что многие тогда знали Гете и Шиллера наизусть.
Дик Беккер, социолог:
- Искусство не только не спасает от варварства, оно способно ускорить его приход. Ведь и ребенку понятно, что между философией и эстетикой немецкого романтизма и тем, что случилось с Германией в 30-е годы, есть прямые, нескрываемые связи.
Слово взял профессор биологии и физики Детлеф Гантен:
- "Куда ты, куда ты, Детлеф?" - так говорили мне мои коллеги, ученые, узнав, что я иду на эту дискуссию. - Ну что у тебя с ними общего?" И я отвечал, что именно потому, что общего так мало, я иду туда! Еще Ницше говорил, что если наука не вступит в союз с культурой - нас ожидает варварство. Наука уходит все дальше и дальше, и огромные массы людей ничего не понимают в тех задачах, которые перед собой ставит сегодняшняя наука. Ничего! И то, что современная наука оказывается для большинства людей столь же непонятна, как первобытная чаща, грозит большой бедой всем нам. Искусство должно стать мостом между наукой и обществом, конечно, не в ущерб иным своим задачам. Мой приятель, тоже профессор физики, написал пьесу о квантовой теории. Прекрасная пьеса вышла! Здесь сидит представитель "Фольксбюне", может быть, это его заинтересует? И еще. Третий рейх, вернее, его последствия, надолго поселил в немцах недоверие к символам, объединяющим людей, - ко всему, что объединяет. Мы видим в этом какую-то опасность. А тоска по общим символам, наверное, самая глубинная в человеке, и каждый немец чувствует этот раскол. Вот американцы, к примеру, легко сообща поют свой гимн, французы горды Наполеоном... А нам, на государственной почве, в русле идеологии, символики, наверное, не объединиться, да это и не нужно.
Карл Хегеманн, завлит "Фольксбюне":
- То, что сказал профессор Гантен, - прекрасно. Но убей меня Бог, если я знаю как осуществить это на практике. Профессор Гантен ставит перед нами титанические задачи: творить новые символы и вступать в союз с наукой. Однако примечательно, что в представлении профессора союз науки и культуры сводится к транслированию искусством последних достижений науки. А если наоборот? Здесь много намечалось целей и задач, но мы просто делаем спектакли. Мы не выполняем заказ какой-то группы, мы лишь делаем то, что интересует нас. Тема этого сезона "Мы создаем человека", и пьесы мы подбираем по этой проблеме. Так, кстати, воплощается мечта профессора Гантена о союзе искусства и науки. Не было бы клонирования, не обещали бы нам ваши коллеги, что не сегодня-ызавтра смогут клонировать человека, и сезон бы пошел по-другому...