Сегодня Российскому академическому молодежному театру исполняется 80. К счастью, возраст театра не определяется количеством лет. Иной коллектив исчезает с театральной карты, не прожив и пары сезонов, другому отведена долгая жизнь. Российский молодежный - из последних. По-видимому, импульс, заданный в давнем 1920 году Наталией Сац, был необыкновенно сильным и животворным. Потому что театр, проживший долгую жизнь, никак не ассоциируется со своим о-очень почтенным возрастом.
Став в 15 лет, в 1918 году, заведующей детским сектором теамузсекции Моссовета, со свойственной ей энергией Наталия Сац сразу же начала устраивать спектакли для детей. В 1920-м она вошла в состав дирекции созданного в этом же году Московского театра для детей (МТДД). Но официальным днем рождения нового коллектива считается премьера спектакля "Жемчужина Адальмины" Новикова. Она состоялась именно 13 июля 1921 года. 16 лет (до трагического 1937 года) Сац была директором и художественным руководителем театра, который за год до ее ареста был реорганизован в Центральный детский.
Под этим названием он и просуществовал до 1992 года, когда было принято решение переименовать его в Молодежный театр. Но стоит вспомнить "ЦДТешный" период, особенно времена, когда директором был Константин Шах-Азизов, а главным режиссером - Мария Кнебель. При них заговорили об Олеге Ефремове, о спектаклях Анатолия Эфроса, о пьесах Виктора Розова. Те годы, конец 50-х - начало 60-х, определили многое в судьбе всего российского театра, а ЦДТ был в числе наиболее популярных московских коллективов.
С 1980 года театр возглавляет Алексей Бородин, объединивший актеров разных поколений в слаженную труппу. Похвастаться подобной может далеко не каждый столичный театр. Здесь до сих пор живы заветы Станиславского, вызывающие у некоторых современных деятелей пренебрежительные гримасы. В РАМТе актеры не боятся "исчезнуть" в массовке, они блестяще владеют ремеслом и мастерски справляются с задачами, поставленными перед ними художественным руководителем. Главное - театр любим публикой. А она тут непростая - детская, юношеская, взрослая. По сути - молодежная. Несмотря на то, что своих внуков сюда приводят бабушки, выросшие на спектаклях ЦДТ. Но может быть, именно поэтому?! В 80 лет жизнь не заканчивается, впереди новые премьеры, новые имена.