Молодая актриса в объятиях кинобизнеса.
В БЛИЖАЙШЕЕ время в московский прокат выйдет эротически-марихуанный артхаусный фильм "Пурпурная Дива" ("Scarlet Diva"). Его режиссер и исполнительница главной роли - Азиа Ардженто - дочь известного и почти культового режиссера хоррор-фильмов Дарио Ардженто и актрисы Дарии Николоди. От своих родителей (творческий ребенок!) она унаследовала пристрастие к темной эротике и живописным кошмарам на экране, от эпохи конца XX века - прагматизм и подчеркнуто раскомплексованное отношение ко всей низовой стороне бытия, к тем моментам, когда человек "не в форме" - перебрал наркотиков или шампанского, дал волю нахлынувшим эмоциям, и все в жизни летит к черту.
Азиа Ардженто снималась у своего отца в "Призраке оперы", у Антуана де Кона в триллере "Укусы рассвета" (там она сыграла вампиршу), у Патриса Шеро в "Королеве Марго" (там ее героиня с ходу пыталась начать роман с Генрихом Наваррским и очень эффектно падала из окна, становясь жертвой луврских интриг). В своем режиссерском дебюте "Пурпурная Дива", снятом ручной цифровой камерой, Азиа попыталась совместить инфернальные крайности в построении образов и натуралистическую прозу жизни. Получилась героиня, претендующая и на вечный артистический демонизм, и на символ поколения 90-х.
Картина смотрится как интимный кинодневник. И поэтому неизбежны размышления о его автобиографичности. Однако суть и художественный уровень остаются неизменными независимо от того, какую долю собственной души и частной жизни Азиа Ардженто вложила в свое творение об актрисе Анне Баттиста. Самые удачные фрагменты - наплывы детских воспоминаний. Тогда наркоманией страдала мать героини. Но у Анны был брат, с которым можно было поговорить по-человечески. Были даже планы на взрослое будущее. В настоящем Анны ужасает прежде всего полное отсутствие больших планов и вообще каких-либо перспектив.
Молодая актриса ездит из города в город, из страны в страну, набирая популярность. Где-то ее награждают призом как лучшую актрису года, где-то у нее съемки для престижного журнала, где-то - деловые переговоры. Снова и снова тащит чемодан на колесиках Анна, одетая по-дорожному. Мелькают слишком близко от камеры чужие ненужные лица, дрожит и дергается изображение. В кадр попадает то кусок серебристого эскалатора в аэропорту, то шершавый угол чемодана, то витрины магазинов, мелькающие в окнах такси. Приобщение к фактуре происходящего максимально. Но тем сложнее эмоционально подключиться к событиям.
В Париже Анна заходит к своей подруге. В квартире погром, как после обыска всеми спецслужбами мира. Сама подруга, привязанная к перилам второго этажа, переживает ссору с бойфрендом - это он ее так изощренно связал, что она не могла освободиться от веревок целых два дня. Анна орудует кусачками и уговаривает девушку обратиться в полицию. Но тут друг возвращается, отвешивает "пострадавшей" пощечину - и любовная идиллия восстанавливается. Кажется, это происходит на кухне. Пара занимается сексом, приткнувшись к разделочному столику. Озадаченная, Анна ретируется.
На концерте, все в том же Париже, Анна знакомится с австралийским рок-певцом Кирком. Бурное свидание в номере отеля. С объяснениями в любви, с чувственным восторгом. Но как-то слишком кратко. На утро Кирк уезжает. Через некоторое время Анна обнаруживает, что беременна. Она продолжает вести прежний образ жизни. Чуть не тонет в бассейне на фотосъемках, нюхнув кокаина. Чуть не изнасилована отвратным продюсером, зазвавшим актрису в номер, чтобы ознакомить со сценарием. Притом, свое приглашение продюсер высказывает с таким гнусным видом, что в его истинных намерениях невозможно усомниться. Но Анна, видимо, привыкла к самым пакостным нравам и не замечает ничего. Ее жизнь состоит из дикого некрасивого секса, мелкого, но все равно неприятного насилия, редких мгновений искусственного кайфа и долгого отходняка пополам с деловыми переговорами.
Временами "Пурпурная Дива" кажется сборником всех страшных банальностей, которые должны отпугнуть какую-нибудь деревенскую мечтательницу от карьеры актрисы. Голый продюсер, в одних ботинках и носках, как разъяренный бык, несется по коридору гостиницы, мелькает своим плотно сбитым волосатым телом, преследуя улепетывающую Анну вплоть до самого лифта. Вот что бывает с красивыми начинающими артистками. Анна изрыгает проклятия, вопит и неистовствует в каком-то очередном туалете, в очередной раз впадая в невменяемость. Анну тошнит где-то на пароходике. Анне приходится отбиваться от каких-то знакомых наркоманов и охотников до секса. Никто никому не нужен в общем и целом - все друг друга домогаются по частям.
Анна глядит на себя в зеркало - красивое, слегка осунувшееся и одновременно опухшее лицо, с темными кругами под глазами. Пара усилий - и наложен макияж, прячущий всю усталость под ровными тонами и выразительными контурами. Светлая крем-пудра, тени цвета морской волны, пунцовая губная помада. Еще пара мгновений - и Анна размазывает помаду по лицу, тушь и тени текут сами, вместе со скупыми слезами. Вот вам изнанка непонятой души актрисы.
При всех претензиях на глубокую исповедальность "Пурпурная Дива" - слишком шокирующее и в то же время скучное кино. Оно снято с уверенностью, что отвратительные проявления богемности заведомо интересны всем и что альтернативных форм существования не бывает. Все в фильме смешано без причин и следствий. Карьера и прожигание жизни, самолюбование и сеанс жалости к страдающей героине. Решение сохранить ребенка - и попойки с наркоманией. Из всего этого вырастает образ молодой женщины с непрошибаемо крепким здоровьем, большим самомнением и очень средним талантом. Сцену, в которой Анна репетирует роль Клеопатры, стыдно смотреть, так убого она сыграна.
Героиня думает, что делает карьеру и мучается от любви. На самом деле она прозябает в истеричной атрофии чувств, обставив свое одиночество всеми престижными формами препровождения времени. Отсутствие инстинкта самосохранения и временами самоуважения - прямое следствие того, что цели жизни и свое место в ней для Пурпурной Дивы не определены. Это действительно ужасно, но погружаться в сострадание в данном случае нет никакого желания. Классическая "пурпурная" героиня - Скарлет О"Хара из "Унесенных ветром" - должна перевернуться в гробу при известии о такой тезке.