Сандра Баллок - агент ФБР и Мисс Конгениальность.
АМЕРИКАНСКАЯ комедия "Мисс Конгениальность" Дональда Петри с Сандрой Баллок в главной роли предлагает еще одну вариацию на тему универсальной женщины. Что надо сделать девушке, работающей в ФБР, чтобы почувствовать себя полноценным человеком? Конечно, с блеском выступить на конкурсе красоты и заодно обезвредить там преступника, замышляющего теракт прямо в разгар выступлений. Смотреть этот фильм можно только если совсем нечем себя занять. Или чтоб приобщиться к стихийно феминистскому кино. Его специфика заключается в том, что с мужчинами оно не спорит, с ними оно не соревнуется при посредстве своих героинь. Это кино мужчин просто игнорирует.
Единственный, кто прорывается к благодарной аудитории, измученной обилием женских характеров и фактур в кадре, это великолепный и ненужный режиссеру Майкл Кейн. Видимо, Кейну с его внешностью развратного аристократа на роду написано играть порочных обаятельных мужчин, которые учат манерам своих неотесанных подопечных. Этим делом герой Майкла Кейна занимался некогда в "Отпетых мошенниках". Этим же его заставляют заниматься и в "Мисс Конгениальность". Агентку ФБР Грейси Харт стилист Виктор честно учит ходить, улыбаться, интеллигентно жевать и глотать и вообще быть женщиной. На большее сценарий не дает актеру времени и эпизодов. И фигура остроумного и гениального Виктора смотрится как стертая цитата из совершенно другого, вкусного, неторопливого кино, где артистичными персонажами дорожат вне зависимости от их пола.
В остальном же у Дональда Петри женские образы настолько превалируют, что даже слово "лидируют" будет неуместно. Конкуренции режиссер их лишил, сделав и мужскую часть ФБР, и второстепенного злодея до невозможности примитивными и бледными. От банальнейшего зрелища превращения бесполой агентки в очаровательную леди отвлекает только галерея второстепенных участниц конкурса "Мисс Соединенные Штаты". В их мельтешении вокруг Грейси есть что-то живое и незапрограммированное. Вечная глупость и жажда куда-то пробиться, вечная стервозность и новейший пафос сексуальной идентификации. Настоящий комизм - по поводу настоящей жизни - возникает лишь один раз. Когда одна из участниц "Мисс Соединенные Штаты", прорвавшись в заключительную пятерку, в истерике от успеха орет со сцены, что докажет всем возможности лесбиянок, в том числе и на подобных конкурсах. "Я люблю тебя!" - вопит девушка своей возлюбленной в зале, брыкаясь и отбиваясь от служащего, который пытается увести ее за кулисы.
Поиски террориста-одиночки лишены всякого напряжения. Понятно, что им в данном раскладе тоже может стать только женщина. Самое упрощенное массовое кино всегда на стороне красоты и молодости. Поэтому логично предположить, что роль злодейки уготована самой старшей и неприятной на вид особе - экс-королеве красоты, не желающей отправляться на пенсию. Вычислить это до неприличия легко. Поэтому остается только придирчиво наблюдать, как будут подавать Сандру Баллок с ее не самой идеальной внешностью, чтобы успех Грейси Харт на конкурсе был убедителен. На выходе из зала непроизвольно мелькает мысль, что несмотря на долгие рассуждения в фильме о важности выхода в бикини, Сандру Баллок во весь рост в купальнике толком так и не показали. Очередной эталон красоты был продемонстрирован лишь частично. Так всегда бывает в плохом кино - все самое главное приходится принимать только на веру.