0
1028
Газета Культура Интернет-версия

11.07.2001 00:00:00

Столичная провинция

Тэги: балет, театр, хореография


балет, театр, хореография Алексей Фадеечев больше не выйдет на сцену Большого...

Вехи сезона: состоялся фестиваль современного американского танца с участием двух трупп (Триши Браун и Дага Варона), прошли выступления французской компании Жозефа Наджа - все подарки от заграничных культурных центров в столице. Постановка Наджа "Полуночники" признана лучшим гастрольным спектаклем года на фестивале "Золотая маска". В Москву на один день приезжал Датский королевский балет, а на два - концертная бригада из балета Парижской оперы. Некоторые танцовщики французских гастролей явно лишили сна российских коллег: у нас не владеют на таком высоком уровне виртуозной техникой стоп.

Но хорошие зарубежные гастроли были редки: организовывать их очень дорого и мало кто рискует этим заниматься. Так что прошедший год для московского балета мало чем отличался от предыдущих. Репертуар в музыкальных театрах столицы и прочих балетных коллективах мало меняется из года в год: консервативный зритель приучен к классике, и труппы ее исправно поставляют, беспокоясь о кассе. Рынок балетных видеозаписей крайне ограничен. Возможности регулярного выезда за границу для большинства любителей танца - известно какие. Все вышеперечисленное рождало неприятное ощущение того, что живем мы в глухой балетной провинции. И этого чувства не отменяли никакие соображения о сохранении наследия или разговоры о потенциале отечественных театров и артистов.

Особенно сильные потрясения пришлось пережить Большому театру. Сначала - конфликт тогдашнего руководителя балетной труппы Алексея Фадеечева с бывшим артдиректором ГАБТа Геннадием Рождественским. Потом - скандальное увольнение Фадеечева, восставшего против репертуарных решений нового худрука. Последний мгновенно перелопатил балетный репертуар и отменил, даже не посмотрев, только что поставленный эксклюзивный балет "Дочь фараона" - "за плохую музыку". Никакие доводы со стороны (история балета знает много хороших спектаклей на плохую музыку) не останавливали Рождественского. Пресса спорила с худруком, а худрук - с прессой. За административными потрясениями было не до новых спектаклей. В результате ГАБТ имел рекордный по неурожайности балетный сезон. Ни одной премьеры - поскольку назвать таковой возобновление давно известного "Лебединого озера" Юрия Григоровича язык не поворачивается: в спектакле изменен финал, с хорошего на печальный. И только.

Празднование 225-летия ГАБТа лавров театру не дало. Даже министр культуры Михаил Швыдкой усмотрел в юбилейном вечере "архаизм художественного мышления". Гастроли балетной труппы в Лондоне, на которые возлагались большие надежды, международного престижа тоже не прибавили. Плохая ли реклама тому виной, неудачный выбор импресарио или неподобающая ГАБТу сцена (вместо престижного Ковент-Гардена - второразрядный Друри-Лейн) - факт остается фактом. Зал на лондонских концертах ГАБТа был заполнен на четверть, а тамошняя критика разнесла гастрольный репертуар, состоящий не из полнометражных балетов, а из отрывков. Артистов в большинстве случаев хвалили, но мало приятно прочесть, к примеру, такую фразу рецензента: смотреть высококлассных танцовщиков в невнятно составленном концерте - все равно, что "пить шампанское из Реймса в грязной чашке".

На международном балетном рынке продолжалась жесточайшая конкуренция балетов Большого и Мариинки - при явной победе Петербурга. Внутри страны весь год декларировалась (начальниками) дружба двух театров. Как залог дружбы прошел гала-концерт оперы и балета Мариинки на сцене Большого. Российские артисты ответно съездили в Петербург на фестиваль "Белые ночи".

После нескольких показов осенью текущая афиша ГАБТа лишилась балетов Джорджа Баланчина. У этого события - сложные внутритеатральные причины, но оно огорчительно для балетоманов и плохо для профессионализма труппы: она опять обречена на 99% классики и замечательную, но монополизировавшую репертуар хореографию Петипа-Григоровича. И "Жизель" давали необычайно много: как только часть труппы уедет - малонаселенный балет тянет репертуарную лямку. Среди вводов в балетные партии более других заинтересовали Мария Александрова - Гамзатти в "Баядерке", Дмитрий Гуданов в "Щелкунчике" и Николай Цискаридзе, после злого волшебника Ротбарта станцевавший доброго принца Зигфрида в "Лебедином озере". В том же "Озере" стоило смотреть Галину Степаненко - Одетту-Одиллию: давняя ее партия неожиданно сверкнула по-новому.

Новое, как всегда, привозила с собой Майя Плисецкая, отметившая на сцене Большого свой юбилей. Мало того что в юбилейном концерте выступили солисты из Дании, Швеции, Испании и США, Плисецкая еще и добилась показа в Москве "Кармен" Матса Эка - одного из лучших танцевальных спектаклей конца хх века. Еще одна редкая возможность увидеть балетных премьеров Европы и Америки представилась на вечере памяти Улановой (организаторы арендовали сцену ГАБТа). Измученные жаждой новых впечатлений балетоманы припали к источнику, хотя далеко не все иностранцы радовали глаз.

За пределами Большого жизнь не стояла на месте. Изгнанный из ГАБТа Алексей Фадеечев быстро организовал собственную труппу, где и показал за год три премьеры, все - от приглашенных западных хореографов. Две из них - "Между небом и землей" и "Грин" - вполне добротны для того, чтобы занять пустеющую неоклассическую нишу российского балетного репертуара: между классикой xix века и новейшим данс-театром. В "Кремлевском балете" решили поиграть в смесь классики и "возвращения к истинному Гофману": поставили неудачную "Коппелию" по гофмановской новелле "Песочный человек" с очень удачной исполнительницей главной партии - Ниной Семизоровой. Главный балетмейстер Московского музыкального театра Дмитрий Брянцев оповестил о создании собственной труппы "Enterdanse". В самом Музыкальном театре прошла премьера "Тщетной предосторожности" в постановке Олега Виноградова - тем самым общественность получила хороший повод для семейного похода в театр. "Имперский русский балет" Гедиминаса Таранды сотрудничал с Аллой Сигаловой и выдал танго-спектакль "Грезы любви", с ресторанными эмигрантскими страстями, шикарными костюмами от Александра Васильева из Парижа и заводящими мелодиями довоенных времен.

В современном российском танце который год продолжались поиски ответов на вопросы: "Куда идти?" и "Что делать?". Количество фестивалей современной хореографии все время растет, число любителей контактной импровизации - тоже. Не растет лишь качество движения, отчего концептуальные изыски творцов спектаклей часто не производят желаемого творцами впечатления. Как только голландский хореограф Пол Нортон не только поставил в Русском камерном балете "Москва" спектакль "Взлом", но и научил танцовщиков труппы надлежащим образом двигаться - "Взлом" превратился в лучшую премьеру сезона. Как только Василий Ющенко не ограничился идеей перформанса в своем опусе "Пейзаж", но и пластически точно донес идею - "Пейзаж" выделился из общего ряда похожих сочинений, основанных на рефлексии "совка" и постсоветской бесформенности жизни. Как только Андрис Лиепа привлек не только немецкий авангард 20-х годов для спектакля "Музей Оскара Шлеммера", но и поручил танцевать отличным солистам театра "ЧерноеНебоБелое" - этот спектакль стал событием.

Дефицит хороших хореографов в современном танце был так же очевиден, как и в академических театрах. Последний Московский международный конкурс артистов балета, прошедший в июне, это с отчетливостью продемонстрировал. Недаром одна из статей о конкурсе называлась "Танцуют все. А зачем?".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости