Насилие, секс и деньги - вечные беспроигрышные темы кино. В последнее время этот ряд обновился. К уже названным предметам добавились наркотики. После оскароносного тягучего "Траффика", после эстетского и трагического "Реквиема по мечте", после ряда милых проходных картин о наркомании в прокате появился "Кокаин" Теда Демми. Режиссер созвал интернациональный ансамбль исполнителей.
Главную роль наркодельца и, можно сказать, кокаинового миссионера играет Джонни Депп. Это вполне логичный выбор, учитывая необоримую тягу Деппа к имиджу маргинала, хиппи, независимого и богемного парня. Сюжет картины Теда Демми заставляет всерьез задуматься о том, насколько закономерно превращение маргинальности и богемности из жизненной позиции в моду и стилизацию, как логично и просто страсть к независимости объединяется с жаждой делового успеха, а она - с наркобизнесом. Культ кокаина - культ острых ощущений: и престижных, и скандальных, и смертельно приятных.
Роль жены главного героя исполняет испанская звезда Пенелопа Круз, придавая чувственность всей атмосфере фильма. Законный брак и кокаиновые джунгли - две вещи несовместные. У поклонников порошка не бывает одной верной любви на всю жизнь. И это становится ясно, как только Пенелопа Круз возникает в кадре. А первую любовь наркобарона воплощает немецкая актриса Франка Потенте ("Беги, Лола, беги", "Принцесса и воин"). Она ассоциируется с интеллектуальным экшном и германо-скандинавской философичностью. Работа в "Кокаине" - ее дебют в американском кино. Смотрится Франка Потенте здесь как инопланетянка, игнорирующая законы той неизвестной планеты, на которую недавно свалилась. То, что Тед Демми хотел снять кино, которое будет пользоваться успехом, ясно с самого начала. Но о чем он хотел его снять, с каким эмоциональным посылом? Тут царит полная неразбериха. Морализаторские картинки, реклама прожигания жизни, трогательная человеческая история, любовная мелодрама и пособие по карьере авантюриста - все это в фильме переплетается. Выплывает следующий психоделический парадокс: не "оступишься" - не добьешься процветания, а начнешь процветать - обязательно сядешь за решетку. Но все-таки это лучше, чем ничего. Американские горки успеха и провала - аналог кокаиновой эйфории.