ОРГАНИЗАЦИЯ широкого профиля "Москонцерт" (разножанровая музыка, чтецы и прочее) провела юбилей силами своего концертного филармонического объединения. Праздник проходил под классическую музыку. Большой зал консерватории тоже выбран был не случайно: простые события от "Москонцерта" никогда не проходят в этом зале и имеют камерный профиль, чтобы не пересекаться с более мощной Государственной филармонией. Однако 70 лет - дата серьезная, означающая общепризнанную необходимость мероприятий "Москонцерта". У них давно сложились свой стиль и своя публика.
Главное лицо концертов под шапкой "Московского концертного филармонического объединения" - Александр Церетели, руководитель этого подразделения, личность по нынешним временам редчайшая. Именно с его бодрящего приветствия начинается каждый концерт. Далее в зависимости от ситуации может последовать интригующее представление артистов или захватывающий артистичный комментарий, который Церетели способен сходу предпослать практически любой программе. Музыканты "Москонцерта" самые разные - от давних именитых солистов до неожиданно возникающей в поле зрения молодежи, которой стараются тут же дать "зеленый свет".
На юбилейном концерте постарались собрать весь цвет организации. Вечер получился необычайно долгим, разнообразным, собрал достаточно полный зал - при том что большая часть публики выслушала концерт до конца. С двумя вещами Скрябина выступил пианист Игорь Жуков, оригинальный и авторитетнейший мастер старой закалки. Прелюдию и фугу до-минор Баха на знаменитом органе Большого зала играл Александр Майкапар, музыкант-энциклопедия, пианист широчайшего профиля, освоивший современный рояль, молоточковое пианино, клавесин и орган. На них он дает грандиозные по размаху сольные и ансамблевые циклы музыки всех эпох (недавно, например, закончилась долгая серия всех сонат Гайдна) и сопровождает их квалифицированным искусствоведческим разъяснением. Шумный успех имел известный виртуоз домры Александр Цыганков.
Выходили на сцену и молодые знаменитости. Пианист Борис Спасский исполнил первый "Мефисто-вальс" Листа, скрипач Михаил Ашуров - "Интродукцию и рондо-каприччиозо" Сен-Санса, виолончелист Дмитрий Фейгин "Чакону" Витали и шопеновские "Интродукцию и блестящий полонез". Все трое - настоящие мастера, с ярким звучанием инструмента, артистичной музыкальностью (кстати, довольно плотно гастролирующие за границей). Их редкий выход в Большом зале полностью соответствовал классу этого зала, где они, безусловно, должны бы появляться так же регулярно, как и в камерных залах "Москонцерта".
Вокальная часть концерта оказалась не сильна: столица оскудела не только на большие голоса Большого театра, но и на мастеров камерного пения. Зато "Москонцерт" силен камерными оркестрами. На юбилее выступили два из них - "Времена года" Владислава Булахова и "Московская камерата" Игоря Фролова. Оба, не занимаясь новомодными изысками в этой области, дают слушателю главное - высококачественное и искреннее музицирование. Оркестр Булахова звучал сбалансированно и красиво, у Фролова, как всегда, нашелся сюрприз в виде собственных легких сочинений, понравившихся залу под конец долгого юбилея.