ОДИНОКАЯ девушка за тридцать - это очень печальное и очень типичное явление вне зависимости от национального колорита. В английской картине "Дневник Бриджит Джонс" печаль вынуждена отчаянно пробиваться сквозь толстые слои юмора режиссера Шерон Магуайр и самоиронии героини. В исполнении американской актрисы Рене Зельвегер (недавно она сыграла главную героиню в "Холостяке" - на ту же тему) Бриджит выглядит не только несчастной, но еще и феерически смешной. Она неизменно быстро пьянеет на вечеринках и потом буквально вываливается из машины. Она ходячее недоразумение: приходит на добропорядочный праздник в эротическом костюме "зайчика" - рискованное декольте и ушки, черное трико и белый хвостик. И в самый неподходящий момент ухаживаний босса брякает заученную фразу "А разве не ужасно то, что происходит в Чечне!"
Большое достоинство этого вполне среднего в целом фильма - полное отсутствие сладких сантиментов в отношении героини. Режиссер и актриса создали такую Бриджит, которая достойна бесконечного сочувствия, но не напрашивается на снисходительную жалость. И уж точно не навевает скуку.
Фильм снят по роману лондонской журналистки Элен Филдинг. Универсальным проблемам здесь придается тональность английского фарса, всегда более безжалостного к своим персонажам, нежели в американском варианте жанра. Картина содержит и развернутую галерею как бы удачливых, якобы благополучных людей. За улыбками и энергичной приветливостью - панический страх обнаружить свои слабые стороны, недовольство собой и спутниками жизни. Шерон Магуайр со знанием дела развлекает зрителей, а заодно досыта издевается над хваленым средним классом, над культом семейного счастья и рефлекторным оптимизмом.
Претенденты на благосклонность героини в исполнении Хью Гранта и Колина Фирта - два контрастных мужских типа. Дэниел - отпетый плейбой с шармом остроумца и шатким, но высоким постом босса в издательстве. Марк - порядочный человек и хороший адвокат, но неуклюжий тихоня, покорно одевающий мамочкины подарки: свитер с оленем и галстук со снеговичками. Сам по себе каждый из героев банален. Но когда они оказываются рядом, невольно провоцируют на постоянные сравнения и размышления, кто все же лучше. Как известно, оба хуже. Однако фильм осторожно дозирует трезвый реализм и решает под конец все-таки сделать из Марка героя, достойного забавной искренней Бриджит.
Небольшие, но настоящие прорывы "Дневника┘" - отсутствие прямой и автоматической взаимосвязи между деловым и личным успехом, и наконец, отказ от финального преображения комической пышки в прелестную идеальную Золушку. Марк уходит по заснеженной улице, обидевшись на откровения в дневнике Бриджит. А она, набросив на майку и трусы какой-то вязаный балахон, в кроссовках на босу ногу, догоняет героя. На глазах у шокированных прохожих эта странная пара осуществляет романтический поцелуй. Бриджит обретает счастье, оставаясь при своем весе и своей неправильности. Шерон Магуайр предоставляет героине право быть и неординарной, и неидеальной одновременно. Такого права многие женщины с переменным результатом добиваются всю жизнь.