"Ворон" (1963) - радикальная экранизация Эдгара По.
-МИСТЕР Корман, вы известны как фантастический продюсер. Вы написали книгу "Как я снял сто фильмов в Голливуде и не потерял ни цента". Что самое важное в деле продюсера?
- Продюсер должен всегда помнить, что кино - это искусство и бизнес одновременно. И лично меня привлекает именно это сочетание. Если бы кино было только бизнесом, наверное, я бы им не увлекся до такой степени. Если бы кино было чистым искусством, я бы, конечно, продолжал в нем работать, но каким-то другим образом.
- Каким человеком должен быть успешный продюсер?
- Тут нет никаких особых рецептов. Все хорошие продюсеры, которых я знаю, - умные образованные люди, которые умеют много работать. А кроме того, они должны обладать творческим даром и, конечно, смелостью, готовностью рисковать.
- На чем вы экономите, когда снимаете малобюджетное кино?
- На всем, что не входит в кадр. На лимузинах, которые возят продюсера и директора. На всяких роскошествах для съемочной группы. Если мне надо будет снимать фильм только в лесу - я выберу самый ближний к Голливуду лес.
- Что было для вас в начале карьеры продюсера самым сложным?
- Получить деньги на свой первый фильм. Я начал как сценарист, продал свой сценарий и на вырученные деньги решился снимать собственное кино. И я должен был сам создать команду партнеров для этого. Все зависело от того, насколько этот фильм будет успешным.
- Вы пытаетесь прогнозировать реакции зрителей? Есть ли какой-то принцип, помогающий предвидеть, что актер станет звездой?
- Что-то совпадает с ожиданиями, но все-таки больше неожиданностей. То же самое и со звездами - никогда нельзя знать заранее, получится ли из талантливого человека звезда.
- Есть ли у вас любимый европейский режиссер?
- Пожалуй, у меня нет одного-единственного любимого режиссера. Но если бы у меня был такой один любимый европейский режиссер, это был бы Сергей Эйзенштейн. Он в России вместе с Дэвидом Уорком Гриффитом в США - основатели настоящего кинематографа.
- Кого бы вы назвали в числе любимых американских режиссеров?
- Хичкок, Форд, Коппола, Спилберг - в общем, набралось бы много.
- Вы провели какое-то время в Англии и написали там большую научную работу об английской литературе. А вам никогда не хотелось в Англии остаться и там делать карьеру продюсера и режиссера?
- Нет, никогда. В Англии я провел всего год. Но у меня американские корни, я заканчивал американский университет. И я лучше разбираюсь именно в американской культуре. Поэтому я предпочел бы всегда работать в Америке, в стране, которую я хорошо понимаю.
- Недавно в Россию приезжал Ван Дамм. На одной из встреч с журналистами он сказал, что американский кинозритель - как ребенок. Вы согласны с Ван Даммом?
- Пожалуй. Вообще в каждом человеке до конца жизни сохраняется нечто от ребенка. И, по-моему, это относится не только к американцам, но и к другим народам.
- На ваш взгляд, вкусы американских зрителей изменились за последние десятилетия?
- Зрительские вкусы основываются на глубинной психологии личности. А на мой взгляд, за последние пять тысяч лет психология людей изменилась крайне слабо. Меняются только состояния, меняются формы, в которых эти состояния выражаются, и формы тесно связаны с развитием культуры вообще. Но основные законы душевной жизни всегда одни и те же.
- Как бы вы объяснили успех американского кино во всем мире?
- Тут есть много причин. Но основная заключается в том, что все американские кинематографисты изначально делают популярное кино для очень широкой аудитории. Они ориентированы прежде всего на массовый успех. В других странах - и, конечно же, в Европе - кино традиционно мыслится как часть элитарной культуры, адресованной сравнительно небольшому числу искушенных. В результате американское кино охватывает массовую аудиторию. А европейское кино более избирательно.
- На нынешнем Московском кинофестивале был показан фильм "Арена" режиссера Тимура Бекмамбетова, в котором вы выступили как продюсер. Расскажите, как вы с Бекмамбетовым нашли друг друга и что за кино вы сняли?
- Я узнал Бекмамбетова благодаря еще одному продюсеру - российскому - Сергею Ливневу. Когда мы начинали наш проект, он дал мне на выбор работы пяти российских режиссеров. У всех было уже готовое кино. А у Бекмамбетова - рекламные ролики. Но мне так понравился его стиль, очень экспрессивный, современный и индивидуальный. И я выбрал именно его. Действие "Арены" происходит на задворках Римской империи, среди рабынь и гладиаторов.
- Кем вам больше нравится быть - продюсером или режиссером?
- Когда я работал продюсером, у меня был более нормальный распорядок дня, я нормально спал, проводил уикенды, во время которых делал, конечно, кое-какую работу - в основном читал сценарии. А когда я работаю режиссером, я постоянно работаю, даже когда ем и сплю. Вообще я предпочитаю совмещать профессии режиссера и продюсера, потому что это гарантирует полный контроль над процессом съемок и возможность принимать все решения самостоятельно.
- Что вы цените в американской культуре?
- Американская культура - это как два уровня воды в какой-нибудь емкости, поставленной на огонь. Внизу вода спокойна, статична. А наверху она кипит. Вот этот нестабильный, изменчивый кипящий, непредсказуемый слой я и люблю больше всего.