0
806
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2001 00:00:00

Карлсон вернулся!

Тэги: мудиссон, кино, швеция


ДЛЯ ШВЕДСКОГО кинематографа Лукас Мудиссон - явление странное. У шведских гениев, будь то прежние или нынешние (Бергман или Андерсон), при их несхожести - все одно: непреодолимая социальная и экзистенциальная тоска. На нынешнем же фестивале показали девять короткометражных фильмов шведских режиссеров "90 минут 90-х". Злобно похихикав на первой новелле Роя Андерсона, приблизительно к середине пятой (не важно чьей) впадаешь в тяжелую кому и перестаешь вообще понимать, при чем тут Швеция и особенно 90-е, потому как на экране близкие русскому сердцу социальные драмы, многословные разборки и полный метафизический беспросвет.

После картины Лукаса Мудиссона есть желание заорать, подобно знаменитому персонажу шведской писательницы: "Карлсон вернулся!" - и рекомендовать ее для семейного просмотра. Фильм "Вместе" и правда изрядно пропитался теплой иронией скандинавской детской литературы: в картине постоянно всплывают названия детских книжек: "Пеппи", "Муми Тролли", "Мы все из Бюллербю".

Идея сделать "Вместе" пришла в голову режиссеру после посещения выставки "Сердце находится слева", ретроспективы шведского политического искусства 1964-1974 годов ("НГ" писала об этой выставке 29.05.98). Хотя сегодняшняя мода вовсю спекулирует на семидесятых, но над леваками, хиппи, идеологами вегетарианства и свободной любви принято нынче зло иронизировать. В фильме Мудиссона, напротив, - нежность и легкая ностальгия по времени, когда был он ребенком (режиссер родился в 1969-м).

1975 год. Домохозяйка Элизабет устала от пьяных истерик мужа. Забрала двоих детей и уехала жить к брату в дом, где царит хаос и живут длинноволосые люди без комплексов. За завтраком здесь обсуждают политические проблемы, деньги берут из общей кассы, выращивают овощи в огороде, слушают "АББУ", медитируют, пьют вино и играют в футбол. Пережив легкий шок, семейство постепенно адаптируется к новым условиям и переделывает их под себя. В конце концов выясняется, что политика здесь не самое главное, гораздо важнее просто жить "вместе". Так что место в коммуне находится и для раскаявшегося мужа Элизабет, и для чопорной домохозяйки из дома напротив. В финальной сцене все, включая мужа и домохозяйку, довольны, любят друг друга и радостно играют в футбол.

По первому призванию Лукас Мудиссон - писатель. В его картине больше десятка персонажей. Причем ни один из них не претендует на роль главного. У каждого здесь своя история, точно прописанный характер, индивидуальная манера одеваться и говорить.

Подстать точности характеристик точность в передачи деталей быта. Поскольку речь идет о "духе эпохи", здесь важно не опростоволоситься и не перепутать "клеша" с "дудочками". У Мудиссона отыгрывается каждая мелочь. От клейкой ленты на сломанной дужке роговых очков до небритых женских подмышек.

На диплом Ларса фон Триера Мудиссон не претендовал и не претендует. Снимает на добротную кодаковскую пленку. Тщательно работает с цветом и светом. Но откровенно разболтанная камера и почти документальная спонтанность изображения вполне отвечают требованиям "сумеречного датского гения".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1748
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1792
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2596
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
4061

Другие новости