Приз "Константин Станиславский" учрежден "за выдающийся актерский вклад в развитие киноискусства". Председатель Союза кинематографистов России и Российского фонда культуры считает, что новая награда сразу же привлечет в Москву звезд первой величины и тем самым поднимет престиж Московского кинофестиваля: "Ибо нет в мире актера, не желающего получить такой приз именно в России, на родине Станиславского". Проблема в том, что такой приз в России уже существует.
Никита Михалков "приватизировал" премию имени Станиславского. Но это утверждение не будет совершенно точным. Итак, на недавней расширенной коллегии Министерства культуры Никита Михалков выступил с предложением об учреждении еще одной премии. И название предложил чрезвычайно оригинальное - премия Станиславского. Столь высокой награды, по мысли титана отечественной киноиндустрии, могут быть достойны лишь соразмерные Станиславскому и известные всему миру деятели мирового кино.
На первый раз Михалков предложил наградить Джека Николсона. Михаил Швыдкой вроде бы поддержал инициативу, и решение о премии Станиславского для звезд мирового кино уже почти подписано. Или - уже подписано. Странная история, чтобы не сказать больше. Дело в том, что премия Станиславского - награда достаточно известная и давно уже существующая. Ее учредил благотворительный фонд Станиславского, бессменным президентом которого до последних дней жизни был Олег Ефремов.
Премия эта весьма авторитетная, в последний раз церемония проходила под патронажем, в частности, Министерства культуры. Так что согласие министерства в этой связи выглядит очень странным. И еще: в течение долгих лет гостем церемонии оставался Никита Сергеевич Михалков. То к середине заявится в зал "Атриум" отеля "Балчуг-Кемпински", где традиционно чествовали лауреатов, то к самому началу, но одно несомненно - знал Михалков про такую премию. Да и премия, повторяю, давно уже знаменита и своими лауреатами, и их безошибочным выбором. Так что, если не поздно, надо новую кинопремию переименовать. Станиславский к кино особой склонности не имел, а знаменитостей, в том числе и мировых, российское кино имеет. Премия Эйзенштейна, например. Или - зачем далеко ходить! - имени самого оскароносца Михалкова. Тут и патриотизм, и злободневность.
На XXIII ММКФ становится тесно от звезд. Фильм "Обещание" о полицейском, решившем перед отставкой найти серийного убийцу, приехал представлять сам Джек Николсон, сыгравший эту роль. Вместе с Николсоном прилетели режиссер "Обещания" Шон Пенн, Вуди Харельсон и Лара Флинн Бойл.
Николсон как никто умел воплощать уверенных в себе рисковых плейбоев и авантюристов, которым тесны рамки добропорядочной жизни. Трудно назвать более темпераментного американского актера с более острым ощущением роковой стихии - будь то внешние обстоятельства или собственные душевные импульсы. Сопротивление или потакание им всегда было главной темой Джека Николсона - и в "Полете над гнездом кукушки", и в "Сиянии", и в "Почтальон всегда звонит дважды", и в "Лучше не бывает". В Николсоне всегда жило нечто инфернальное. Его демонический шутник Джокер из "Бэтмена" - фантастическая вариация на ту же тему. В "Обещании" Николсон к своим традиционным лирическим темам добавляет рефлексию о старости - с ней так тяжело и глупо смиряться. Именно "Обещание" его главный герой Джек Николсон и режиссер Шон Пенн представят прессе завтра.
Ходят слухи, что Николсон согласился приехать в Москву только за гонорар в миллион долларов и премию Станиславского.