0
1268
Газета Культура Интернет-версия

27.06.2001 00:00:00

Дон Кихот и дон Жуан

Тэги: эйфман, хореография, театр


ПОСЛЕДНИЕ годы петербургский хореограф Борис Эйфман необычайно популярен за границей, особенно в Америке. Именно там он отдыхает душой, зарабатывая и деньги, и моральный почет. За рубежом благодарны Эйфману за то, что он доставляет туда на дом танцы загадочной славянской души в экспортной упаковке. На родине тоже много любителей эйфмановского брэнда - популярно поданой "философичности". Но здесь его регулярно обижают критики (находя в патетических балетах Бориса Яковлевича привкус коммерческого кича) и не жалуют питерские градоначальники (до сих пор труппа не имеет в городе собственного театрального здания).

Именно в Америке, в Нью-Йорке, месяц назад состоялась премьера последнего балета Эйфмана "Мольер и Дон Жуан". Сегодня, а также 27 и 28 июня этот спектакль пройдет на сцене Московского музыкального театра. Постановки показывают в рамках Всемирной театральной олимпиады. После этого труппа Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана переместится в Большой театр, где с 1 по 8 июля пройдут ее столичные гастроли. Они начнутся и окончатся тем же "Мольером...". Спектакль с музыкой Моцарта и Берлиоза основан на подлинных фактах биографии знаменитого французского драматурга. Эйфман использует прием "театра в театре", поскольку Жан-Батист Мольер был не только автором пьес, но и актером, играющим в них. По ходу действия герой выступает в роли Дон Жуана из собственной пьесы "Дон Жуан Тенорио" - и на сцене, и в частной жизни. Кстати, жизнь эта - готовое либретто для мелодрамы с претензией на драму, любимого жанра Эйфмана. Ведь недоброжелатели обвиняли драматурга в кровосмешении: якобы он женился на собственной дочери, поскольку сначала любил Арманду Бежар - актрису своей труппы, а позже ее дочь Мадлену.

Между "Мольерами..." труппа покажет давние балеты: "Русский Гамлет" (3 и 6 июля), "Дон Кихот" (4-го), "Пиноккио" (по утрам 7 и 8-го) и "Мой Иерусалим". Все они подробно рецензировались в "НГ" (см. номера газеты от 27.05.98, от 21.01 и 26.01.2000, от 29.02.2000). Спектакли Эйфмана основаны прежде всего на пластическом пересказе либретто: как не устает повторять хореограф, серьезные мировоззренческие идеи есть залог хорошего балета. Именно они придают смысл бессмысленным, по его мнению, линиям танца. Во всех постановках фигурирует любимый персонаж Бориса Яковлевича - идеалист с тонкой ранимой душой, конфликтующий с грубой действительностью. Это может быть российский император Павел Первый в "Русском Гамлете", Рыцарь Печального образа в "Дон Кихоте" или безымянные танцовщики в "...Иерусалиме" - балете, навеянном впечатлениями от туристской поездки Эйфмана в Палестину. В "...Гамлете", постановке по мотивам русской истории начала XIX века, наследник престола Павел - жертва очень сексуально озабоченной матушки, императрицы Екатерины, а его брачная ночь осуществляется под музыку бетховенской "Лунной сонаты". В спектакле про Дон Кихота отрывки из популярной классической версии перемежаются со сценами в психушке, где и обитает лирический герой. В палестинском же балете средствами танцев народов мира пропагандируется дружба этих народов и заявлен протест против наркотиков.

Везде правит бал назидательность, но она умело замаскирована - Эйфман хорошо режиссирует свои постановки, так что "актуальность" у него круто замешана на зрелищности. В балетах всегда стремительное действие, акробатическо-эротическая хореография, музыкальная нарезка из популярных композиторов-классиков и исполнительская самоотдача танцовщиков. Единственное исключение из назидательности, и то частичное, - веселый детский балет "Пиноккио", поставленный про всем известного Буратино, но не по пересказу итальянской сказки, сделанному Алексеем Толстым, а по литературному оригиналу. Это типичный "семейный" спектакль: дети и родители совершат культпоход в театр. Первые будут увлеченно следить за приключениями хороших кукол, вторые, возможно, оценят идеи Эйфмана, протестующего против "промывания мозгов" диктатором Карабасом, мечтающим всех оболванить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
574
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
488

Другие новости