Спектакль "Сон бабочки" создан по мотивам повести известного российского поэта, писателя и драматурга Тимура Зульфикарова "Первая любовь Ходжи Насреддина". Кстати, и повесть, и ее авторская инсценировка, прозвучавшая несколько лет назад на волнах одной из московских радиостанций, были написаны Зульфикаровым на русском языке. Как, впрочем, все произведения этого автора, выходца из Таджикистана. В 1998 году Барзо Абдуразаков, нынешний главный режиссер Ходжентского музыкально-драматического театра им. Камоля Худжанди, попал под обаяние радиопьесы и решил превратить ее в театральный спектакль. Радиосценарий был адаптирован для театра и переведен на таджикский язык. В результате два года назад на сцене Ходжента появился глубоко национальный по форме и содержанию экспрессивный экзистенциальный спектакль в жанре высокой трагедии.
Сакральная для Востока, мифическая, легендарная личность Ходжи Насреддина - мудреца, острослова и жизнелюба - подается в "Сне бабочки" в новом, во многом неожиданном ракурсе. Главный герой, которого блистательно играет специально приглашенный на эту роль иногородний артист Курбон Собир (из душанбинского драматического театра), мучительно ищет свою дорогу в жизни.
Оригинально сценическое решение: действие спектакля происходит в буквальном смысле на песке, кусочке центрально-азиатской пустыни, который превращается то в ковер, то в реку, то в арену единоборств... Он настолько органичен как театральный материал и притягателен, что по ходу пьесы многие зрители из первых рядов не удержались и разулись, подражая актерам.
Следует отметить особую архитектонику постановки, ее внутреннюю ритмику и хрупкую, поэтическую тональность. Музыкальность и хореографичность спектакля решены в традиционном, изысканном национальном стиле с использованием исконно народных инструментов и старинных таджикских танцев.
Известный кинорежиссер Довлат Худоназаров дал высокую оценку именно театральным качествам "Сна бабочки", подчеркнув, что это - истинно сценическое произведение, которое не может оставить равнодушным ни одного из зрителей. По мнению мастера киноэкрана, сейчас, по существу, все виды искусства Таджикистана находятся в процессе идентификации - поиска своей национальной художественно-философской основы, и в этом смысле постановка Ходжентского музыкально-драматического театра может служить примером. Московские театралы, буквально заполонившие зал "Глобуса" (что на Сретенке) и на бис принявшие спектакль "Сон бабочки", полностью согласны с такой оценкой.