Каннский цвет - красный. Русский цвет - синий. Это окрас парадных ковров. На лестнице самого знаменитого в мире фестиваля лежало полотно, которое напоминало советским гостям о цвете родного флага. В Москве колер другой - синий.
Кинофест - не только показы. Фестивальные мероприятия в Манеже начались с маленькой, полудомашней выставки фотографа Юрия Феклистова. Киноведы и киноманы залезали под красные шторки, чтобы оказаться в комнатке, сплошь завешанной и заставленной снимками. "Канн - Москва" - это не маршрут самолета, это название выставки, где Феклистов показывает свои впечатления от двух, таких разных, кинопраздников.
Лица фестиваля - то, что привлекает внимание толп. Радость для репортера, счастье для ловца автографов. Алла с Филей и юные старлетки, Ален Делон в белом шарфе машет ручкой, а Олег Янковский хитро улыбается. Тот краткий миг, ради которого многие ждут фестиваля, чтобы потом вспоминать годами: "Я видел Феллини на Московском фестивале".
Экспозиция удивляет. Колокольчики на лесках мелодично позвякивают, зрители цепляются за них, подходя к работам... Это шум славы в его самом чистом виде. Тот, кто снимает знаменитостей, рано или поздно сам становится знаменит. Юрий Феклистов - лауреат премий "Лучший фоторепортер года" (от Академии свободной перссы), "Золотой глаз России", "Интерфото". Он сам окончил операторский факультет ВГИКа.
Когда это было? Фестивальные герои на памятной пьянке в Зеленом театре горьковского парка. Ричарда Гира плотно окружают милицейские кепки, спасая звезду от толпы. Олег Меньшиков, подмигнувший фотографу. Нонна Мордюкова в синем платье на синем ковре. Обаятельнейший Михаил Глузский со своей палкой. И рядом, на снимках, - Лиз Тейлор и прочие голливудские-европейские-азиатские знаменитости.
Там лестница - тут лестница. Там звезды - тут звезды. Там толпа - и тут толпа. Журналисты и слухи - они везде есть. Канны не отличить от Москвы. Москву - от Канн. Основная мысль выставки прозрачна, как слеза младенца, впервые увидевшего камеру.
Проблема одна - уровень. Там - Клава Шиффер. Здесь - Маня Бурундукова (условно говоря). Красный и синий - это цвета контраста. Поль Ришар на Соборной площади Кремля - это хорошо. Но все-таки суть родства двух фестивалей - в том, что там и тут есть светская жизнь. Официальный прием - у них. Вечеринка с балалайками на фоне леса - у нас. Фотограф - человек честный. Он фиксирует.