-МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ, какова позиция Министерства культуры по вопросу об уходе Геннадия Николаевича Рождественского?
- По ТВ Геннадий Николаевич объяснил свою позицию в отношении ухода. Его анализ ситуации совпадает с тем, что я уже говорил. Неудача процесса подготовки премьеры "Игрока" в Большом театре. Довольно низкие заработки у исполнителей. Есть справедливые замечания. Но есть и неточности. Неточности связаны со следующим. Геннадий Николаевич прислал мне заявление. Я написал ему письмо. Но уважаемый маэстро от разговора со мной - даже по телефону - уклонился. Я пытался дозвониться до Геннадия Николаевича - мне это не удалось.
Геннадий Николаевич не был дирижером на один спектакль. Он был, по существу, художественным диктатором. Вы знаете, для людей театра важно, кто где сидит... Он и сидел в кабинете первого лица Большого театра.
До сих пор Геннадий Николаевич только обещал прислать мне письмо с объяснением своей позиции. Письма он так и не прислал. Я говорю это 18 июня в 16.50. Вот такого рода неточностями изобилует аргументация самого Геннадия Николаевича. Может быть отметить стоит следующее. Известно, что Давид Боровский приготовил декорации, которые солисты - певцы - должны были двигать руками. Когда выяснилось, что это невозможно на сцене Большого - наклон сцены не позволяет, в этом не было саботажа. Но Геннадий Николаевич был приглашен как главный дирижер, лицо Большого театра, и эта работа требует иных подходов. Можно сетовать на Иксанова, но и сам Геннадий Николаевич мог определять многое. Видеть саботаж в том, что завод имени Хруничева не обладает должными навыками подготовки хороших декораций, компьютерных программ, не правильно.
Одно из критических высказываний Геннадия Николаевича в том, что я не оградил Геннадия Николаевича от нападок прессы. Я не Демичев и не Фурцева. Я не могу предложить редактору тех или других СМИ писать иначе. И это говорит человек, который работал на Западе. Обращается ли кто-либо в госдепартамент или даже в Арт Каунсил Нью-Йорка с предложением урезонить "Нью-Йорк таймс" или "Виллэдж Войс"? Говорить это мне - несправедливо.
Я разработал медиаплан, чтобы защитить Геннадия Николаевича, "Игрока" - и предложил его на совещании в Большом театре. Мой опыт работы на ТВ дал результаты - план был предложен.
- Были финансовые проблемы?
- С чем я не могу согласиться (а это прозвучало в целом ряде газет), что и господин Иксанов, и ваш покорный слуга, имеют что-то в процессе реконструкции Большого театра. Этот процесс начался давно. Все денежные потоки идут через Госстрой РФ и организации, подведомственные ему. Ни одна копейка из Минфина к счетам Министерства культуры или Большого театра не имела отношения. Обвинения такого рода - просто ложь. Из Госстроя деньги идут непосредственно в подрядные организации стройкомплекса Москвы.
Сегодня Большому нужен человек, который будет работать по 16 часов в сутки.
- Кто именно?
- Не знаю пока. Не нужен сегодня художественный диктатор. Нужен не человек, приглашенный на 1-2 постановки. Сегодня многое сделано. Расписаны балетные премьеры. Распланировать премьеры опер без главного дирижера невозможно. Балетные премьеры - постановки ведущих современных хореографов от Юрия Григоровича до Ролана Пети - переходят в завершающую стадию. При существующем положении дел, пригласить "имя" - значит, доставить массу ненужных хлопот. Можно пригласить Нагано или Аббадо с 2004 года. Все равно это будут приезжающие дирижеры. Нужен кто-то, у кого будут обязательства перед оркестром. Потому что иначе все выльется в ту же ситуацию. Ушел Васильев, пришел Рождественский - это равновеликая замена. Сегодня надо вырваться из плена застарелых представлений. Театр управляем. Разобраны завалы.
- Какие?
- Административные, финансовые проблемы. Сегодня можно рискнуть. "Комише опер" находит 29-летнего человека с украинско-русской фамилией Петренко. Дирижеры Рождественский, Симонов пришли в театр в возрасте от 27 до 35 лет. Что касается артистов театра, то в этом вопросе я - марксист. Артисты едут туда, где больше платят. Но Григоровичу "Лебединое озеро" удалось выпустить. Но Григорович собрал лучших. "Лебединое озеро" - не "Игрок". Дело не только в том, сколько платят. Счастье открытия нового - счастье, за которое можно прийти.
- То есть зарплата сотрудникам Большого театра не будет повышена? Рядовым оркестрантам?
- Мы с директорами театров обсуждали этот вопрос. Пытаемся форсировать повышение. Мы не можем нарушать КЗоТ. Общее повышение зарплаты бюджетникам произойдет, когда повысится жалованье. Людям с 7-го по 13-й разряд чуть ли не в три раза. Но для артистов это не выход. Мы стараемся найти такие решения, чтобы солистам платили за выход. Певцы, танцоры должны получать деньги, на которые можно жить. Сопоставимых денег не нужно. У нас все-таки квартплата ниже, чем на Западе. Действительно, старая контрактная система нехороша. Новая сталкивается с возражениями профсоюзов. Нам нужно законтрактовать 100 человек. Денег у государства нет. Но поиск можно вести.
- Есть проблема с окончанием ремонта?
- Заканчиваем новое здание. В марте-апреле 2002, может быть, откроем. Большие средства требуются на реконструкцию и реставрацию. Широкая дискуссия происходит о том, что считать памятником, что не памятником, как сохранить исторический интерьер театра. Но технические службы не могут не меняться. Мы найдем схему, при которой представители охраны памятников будут довольны.
- Фактически идет разрушение исторического здания Большого театра?
- Это не так. Если говорить серьезно, то производить реставрацию без изменения сцены и закулисья невозможно. Нужно соединять охрану, традицию и живую жизнь.