ТАКОГО Москва не видела со времен концерта Жан-Мишель Жарра на Ленинских Горах. Конечно, толпа еще не достигла того предела, как в день городского юбилея в 1997 году, когда центр был практически парализован. Но предел, казалось, близок. По приблизительной оценке, толпа достигла нескольких сот тысяч человек. И уж точно Манежная площадь не видала такого скопления народа с памятных митингов эпохи перестройки.
Главный результат карнавала - массовое гулянье. Театральная олимпиада наконец воссоединилась со своим зрителем, превратившись из узкого кланового мероприятия театралов в настоящий народный праздник. Заслуга московской мэрии очевидна. Недостатки - тем более. Еще с утра на Тверской были сняты троллейбусные провода, движение транспорта было перекрыто: шли репетиции вечернего действа. Городские власти пошли на отчаянный шаг, но результат превзошел все ожидания. Опыта проведения подобных событий у нас в стране не было. Массовые шествия 7 ноября и парады 9 мая - не в счет, там все было жестко нормировано: колонны со звеньевыми и фланговыми. Здесь, безусловно, существовала опасность смыкания зрительского потока с шествием. И толпа, радостная и возбужденная, действительно время от времени перекрывала движение карнавала. Но настрой был настолько доброжелателен, что порядок был восстановлен мгновенно, без свойственных нашим милиционерам окриков и командных ноток. Конечно, во время вечернего спектакля "Свет ангелов" надо было перекрывать не только Тверскую, но и Охотный Ряд, потому что обезумевшие водители уже готовы были переезжать толпу, а толпа - переворачивать машины. "Освободить проезд!" - орал в мегафон милицейский чин из своей машины, с трудом двигаясь по Охотному Ряду. Было уже около полуночи.
Дождались. Началась последняя часть Театральной олимпиады - "Площадные театры мира". Небесная канцелярия сменила гнев на милость, и над Москвой засверкало уже забытое солнце. Хоть карнавальные шествия по традиции проходят поздним вечером, тепло им все-таки необходимо. Роскошные бразильянки, мастерицы самбы, впервые в жизни нацепили колготки - им было холодно.
Кого и чего только не было! Полуобнаженные бразильцы, венецианцы в роскошных костюмах, китайцы, скрытые за псевдонациональными одеждами. Танцоры, жонглеры, мимы, клоуны. Движущиеся платформы: впервые Москва показала себя как настоящий порт пяти морей. Боевой корабль XVII века с прозрачными парусами, за ним - белый корабль-скелет, следом - венецианская гондола. Завершал все шествие бартеневский корабль со струящимися струями "дождика". Около Госдумы, когда этот корабль уже завернул с Тверской, началась импровизированная дискотека: народ отрывался. Особенно радовались владельцы окрестных магазинов и кафетериев: впервые в гастроном "Охотный Ряд" выстроилась очередь.
Толпа неистовствовала, покоряясь невероятной атмосфере шествия. Более того, когда карнавал вливался на Манежную, а огромное количество публики еще оставалось на Тверской, одна пара, заряженная энергией маскарада, забралась на замыкающую шествие поливальную машину и устроила свой, московский, не менее откровенный и страстный хеппенинг. Оттанцевав какой-то залихватский танец, сначала обнажился партнер, сбросив футболку и брюки, затем девушка с редкой смелостью сорвала с себя платье и оказалась на главной улице российской столицы топ-лесс. Восторг публики трудно передать. Удивительно, что карнавальная смеховая культура оказалась так близка сдержанным россиянам.
Вечерний спектакль "Студио Фести" ошеломил тысячи москвичей. Они висли на фонарях манежного комплекса, карабкались на плечи друг другу. Ступеньки Манежа напоминали живые пирамиды: люди шевелились друг на друге. Весь этот человеческий муравейник безостановочно двигался. В свете прожекторов актеры в развевающихся одеждах летали над Манежной площадью, обнимались со стенами гостиницы "Москва" на уровне девятого этажа и выполняли акробатические трюки под воздушными шарами.
Самый зажигательный кусочек воскресного шествия на Тверской - бразильская самба - еще три дня будет радовать москвичей. 100 самбистов, в их числе 10 красивейших мулаток, возглавляемых королевой самбы, представляют школу "Вай-вай". За 30 лет существования школа 11 раз побеждала на бразильских карнавалах, и три раза представительницы этой школы становились королевами карнавала. Одна из них - очаровательная и улыбчивая Иви - пообещала показать самую настоящую самбу, а очень серьезный президент школы Солон Тадеу Перейра считает, что равнодушных не будет. Его воспитанники способны расшевелить самых сонных, что они и доказали 17 июня, став, по словам Николая Фоменко, "апофеозом" шествия.
Очень удачно организаторы Театральной олимпиады выбрали зал. Школа "Вай-вай" будет показывать свое искусство в помещении концертного зала "Наука" при президиуме Академии наук на Ленинском проспекте 19, 20 и 21 июня начиная с 19 часов. И хотя артисты не из Рио-де-Жанейро, а из Сан-Пауло, стоит надеть белые штаны светлой памяти Остапа Ибрагимовича.