0
1640
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2001 00:00:00

Человек загрыз волка

Тэги: кинотавр, сочи, фестиваль, кино, соловьев


"Кинотавр" в Сочи завершился не только торжественной, но и долгой церемонией. Призов набралось много. Раздача происходила частями. Сначала вручались награды VIII Международного кинофестиваля в Сочи (к ним "НГ" еще вернется). Главный приз "Золотая роза" на XII Открытом Российском кинофестивале "Кинотавр" получил "Нежный возраст" Сергея Соловьева.

Герои Дмитрия Соловьева и Елены Камаевой скользят по жизни и об нее запинаются, пребывая в перманентной прострации. Души у Ивана и Лены чистые. А потому и взгляды невидящие, мутные - такова защитная реакция на чуждый и страшный мир. Фильм адекватен хаосу нашей реальности. Рваный ритм, замедленная, "синкопированная" или наоборот лихорадочная динамика, немыслимые ракурсы. Еще задолго до финальной песни Бориса Гребенщикова визуальный ряд напоминает клип - длиною в воспоминания Ивана Громова (Дмитрий Соловьев), исповедующегося психоневрологу. Все здесь агрессивно эффектно. Словно режиссер защищается эстетизмом от боли и обиды за молодое потерянное поколение.

Такие фильмы снимаются не каждый день и даже не каждый год. "Нежный возраст" на "Кинотавре" был мудро признан лучшим не только жюри, но и Гильдией киноведов и кинокритиков, о чем объявил со сцены президент гильдии Мирон Черненко. Музыка к "Нежному возрасту", написанная Энри Лолашвили, завоевала почетный приз Микаэла Таривердиева.

Некоторые прочие решения жюри заставляли воспринимать победу "Нежного возраста" почти как чудо. Расшатаны критерии оценок, широта вкусов приближается к эклектике и всеядности. Иногда проще логически объяснить не выбор награжденных, а то, почему некоторые картины обойдены призами. Председатель жюри Марк Захаров признал, что в своих решениях он и его коллеги были далеко не единодушны. Но стремились поощрять фильмы, возвращающие зрителей в кинотеатры. При такой установке картина режиссера с международным именем Киры Муратовой "Второстепенные люди" могла быть отмечена только премией Фипресси (разделив ее с картиной "Когда дедушка любил Риту Хейуорт"). А эзотерические "Мифы" Сергея Овчарова, статичная и рафинированная "Темная ночь" Олега Ковалова, и, ясное дело, эпатирующая "Москва" Александра Зельдовича не могли получить ничего.

Процесс возвращения в кинозалы был понят жюри иногда адекватно, иногда - довольно своеобразно. Вадим Абдрашитов вручил Приз Президентского совета фестиваля Александру Митте, создавшему явный хит - "Таежный роман".

Китайцы-контрабандисты. Лягушки, начиненные наркотиками. Густая бескрайняя зелень лесов и болот. Ностальгические приметы советского быта. Любовь двух красивых, но индифферентных людей в исполнении Ольги Будиной и Марата Башарова. Это "Таежный роман" Александра Митты. Наиболее эффектный и крепкий коммерческий жанровый фильм "Кинотавра". Ревность человека-зверя, то есть обманутого мужа (Алексей Гуськов), в смертельной схватке загрызающего волка на глазах у изумленных однополчан и перепуганных зрителей. Комедийные вкрапления на тему "маленького человека". И куча пиротехнических эффектов - от полыхающей избушки до шквала взрывов на таежных ландшафтах. Несмотря на все это, постсоветский экшн Митты оказался слабее одноименного сериала. Там у героев еще было время жить, думать, проявлять свои чувства и настроения. Там заметную живость вносило присутствие эксцентрической героини Ренаты Литвиновой. В фильме осталась лишь цепь кульминаций, в которой людям уже некогда проявлять свою человеческую природу - они успевают только реагировать на события. Человек у Митты сделался функцией занимательного сюжета.

Первый специальный приз достался "Президенту и его внучке" Тиграна Кеосаяна - "за юмор и доброту на экране". В зрительский успех этой современной и довольно циничной сказки вполне можно поверить. Но весьма сомнительно, что якобы "за поиск нового киноязыка" широкий зритель будет с благодарностью смотреть "Даун Хаус" Романа Качанова (второй специальный приз), ловя кайф от невразумительного ерничества на мотивы Достоевского. Не менее странно присуждение Гран-при "Ядам, или Всемирной истории отравлений" Карена Шахназарова, явно проходной и не самой остроумной фантазии замечательного режиссера.

В номинации "Лучшая женская роль" жюри проявило смелость и "открыло" молодую актрису Ольгу Конскую, достоверно и экспрессивно сыгравшую девушку-киллера в фильме "Любовь и другие кошмары" Андрея Некрасова. Криминальные мотивы в исполнении Ольги Конской превращаются в экзистенциальные проблемы женщины, всякий раз заново решающей, как и зачем ей жить дальше. В решении о лучшей мужской роли жюри повело себя довольно консервативно, отметив президента кинофестиваля "Кинотавр" Олега Янковского, сыгравшего в своем фильме "Приходи на меня посмотреть".

Призы президента РФ "За вклад в российское киноискусство" сам Владимир Путин вручит лично в Москве Марине Ладыниной, Федору Хитруку и Вадиму Юсову.

В конкурсе "Дебют" Гран-при получили "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. Решение не только справедливое, но и, увы, безальтернативное. Достойных конкурентов Бодрову не нашлось.

К массе профессиональных призов жюри добавились общественные. Никита Михалков вручил награду от Российского Фонда культуры Олегу Янковскому и Екатерине Васильевой "за следование традициям российской актерской школы" в фильме "Приходи на меня посмотреть". Представитель президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев отметил "В августе 44-го" Михаила Пташука за его "гражданское звучание". От губернатора Краснодарского края последовали почетный приз Ирине Скобцевой-Бондарчук и приз Сергею Никоненко за образ современника. Приз журнала "Сеанс" - от знатоков - был вручен Кире Муратовой за "Второстепенных людей". На сцену поднялась Ирина Хакамада и от имени СПС передала приз, адресованный дирекции "Кинотавра" - за самоотверженную работу. Приз, а вернее "охранная грамота", от мэра Сочи Леонида Мозгового предназначалась Марку Рудинштейну. Выйдя на сцену, президент группы компаний "Кинотавр" заверил собравшихся: "Все хорошо. Кино будет".

Последнее слово осталось за кинематографом, который обращается к зрителю на общедоступном языке и выражает всем понятные настроения. Но из всех призеров один Сергей Соловьев пока продемонстрировал, что это можно делать, не поступаясь сложностью жизненных проблем и художественным совершенством картины.

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
531
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2256
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1483
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1108

Другие новости