"Кинотавр" в Сочи завершился не только торжественной, но и долгой церемонией. Призов набралось много. Раздача происходила частями. Сначала вручались награды VIII Международного кинофестиваля в Сочи (к ним "НГ" еще вернется). Главный приз "Золотая роза" на XII Открытом Российском кинофестивале "Кинотавр" получил "Нежный возраст" Сергея Соловьева.
Герои Дмитрия Соловьева и Елены Камаевой скользят по жизни и об нее запинаются, пребывая в перманентной прострации. Души у Ивана и Лены чистые. А потому и взгляды невидящие, мутные - такова защитная реакция на чуждый и страшный мир. Фильм адекватен хаосу нашей реальности. Рваный ритм, замедленная, "синкопированная" или наоборот лихорадочная динамика, немыслимые ракурсы. Еще задолго до финальной песни Бориса Гребенщикова визуальный ряд напоминает клип - длиною в воспоминания Ивана Громова (Дмитрий Соловьев), исповедующегося психоневрологу. Все здесь агрессивно эффектно. Словно режиссер защищается эстетизмом от боли и обиды за молодое потерянное поколение.
Такие фильмы снимаются не каждый день и даже не каждый год. "Нежный возраст" на "Кинотавре" был мудро признан лучшим не только жюри, но и Гильдией киноведов и кинокритиков, о чем объявил со сцены президент гильдии Мирон Черненко. Музыка к "Нежному возрасту", написанная Энри Лолашвили, завоевала почетный приз Микаэла Таривердиева.
Некоторые прочие решения жюри заставляли воспринимать победу "Нежного возраста" почти как чудо. Расшатаны критерии оценок, широта вкусов приближается к эклектике и всеядности. Иногда проще логически объяснить не выбор награжденных, а то, почему некоторые картины обойдены призами. Председатель жюри Марк Захаров признал, что в своих решениях он и его коллеги были далеко не единодушны. Но стремились поощрять фильмы, возвращающие зрителей в кинотеатры. При такой установке картина режиссера с международным именем Киры Муратовой "Второстепенные люди" могла быть отмечена только премией Фипресси (разделив ее с картиной "Когда дедушка любил Риту Хейуорт"). А эзотерические "Мифы" Сергея Овчарова, статичная и рафинированная "Темная ночь" Олега Ковалова, и, ясное дело, эпатирующая "Москва" Александра Зельдовича не могли получить ничего.
Процесс возвращения в кинозалы был понят жюри иногда адекватно, иногда - довольно своеобразно. Вадим Абдрашитов вручил Приз Президентского совета фестиваля Александру Митте, создавшему явный хит - "Таежный роман".
Китайцы-контрабандисты. Лягушки, начиненные наркотиками. Густая бескрайняя зелень лесов и болот. Ностальгические приметы советского быта. Любовь двух красивых, но индифферентных людей в исполнении Ольги Будиной и Марата Башарова. Это "Таежный роман" Александра Митты. Наиболее эффектный и крепкий коммерческий жанровый фильм "Кинотавра". Ревность человека-зверя, то есть обманутого мужа (Алексей Гуськов), в смертельной схватке загрызающего волка на глазах у изумленных однополчан и перепуганных зрителей. Комедийные вкрапления на тему "маленького человека". И куча пиротехнических эффектов - от полыхающей избушки до шквала взрывов на таежных ландшафтах. Несмотря на все это, постсоветский экшн Митты оказался слабее одноименного сериала. Там у героев еще было время жить, думать, проявлять свои чувства и настроения. Там заметную живость вносило присутствие эксцентрической героини Ренаты Литвиновой. В фильме осталась лишь цепь кульминаций, в которой людям уже некогда проявлять свою человеческую природу - они успевают только реагировать на события. Человек у Митты сделался функцией занимательного сюжета.
Первый специальный приз достался "Президенту и его внучке" Тиграна Кеосаяна - "за юмор и доброту на экране". В зрительский успех этой современной и довольно циничной сказки вполне можно поверить. Но весьма сомнительно, что якобы "за поиск нового киноязыка" широкий зритель будет с благодарностью смотреть "Даун Хаус" Романа Качанова (второй специальный приз), ловя кайф от невразумительного ерничества на мотивы Достоевского. Не менее странно присуждение Гран-при "Ядам, или Всемирной истории отравлений" Карена Шахназарова, явно проходной и не самой остроумной фантазии замечательного режиссера.
В номинации "Лучшая женская роль" жюри проявило смелость и "открыло" молодую актрису Ольгу Конскую, достоверно и экспрессивно сыгравшую девушку-киллера в фильме "Любовь и другие кошмары" Андрея Некрасова. Криминальные мотивы в исполнении Ольги Конской превращаются в экзистенциальные проблемы женщины, всякий раз заново решающей, как и зачем ей жить дальше. В решении о лучшей мужской роли жюри повело себя довольно консервативно, отметив президента кинофестиваля "Кинотавр" Олега Янковского, сыгравшего в своем фильме "Приходи на меня посмотреть".
Призы президента РФ "За вклад в российское киноискусство" сам Владимир Путин вручит лично в Москве Марине Ладыниной, Федору Хитруку и Вадиму Юсову.
В конкурсе "Дебют" Гран-при получили "Сестры" Сергея Бодрова-младшего. Решение не только справедливое, но и, увы, безальтернативное. Достойных конкурентов Бодрову не нашлось.
К массе профессиональных призов жюри добавились общественные. Никита Михалков вручил награду от Российского Фонда культуры Олегу Янковскому и Екатерине Васильевой "за следование традициям российской актерской школы" в фильме "Приходи на меня посмотреть". Представитель президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев отметил "В августе 44-го" Михаила Пташука за его "гражданское звучание". От губернатора Краснодарского края последовали почетный приз Ирине Скобцевой-Бондарчук и приз Сергею Никоненко за образ современника. Приз журнала "Сеанс" - от знатоков - был вручен Кире Муратовой за "Второстепенных людей". На сцену поднялась Ирина Хакамада и от имени СПС передала приз, адресованный дирекции "Кинотавра" - за самоотверженную работу. Приз, а вернее "охранная грамота", от мэра Сочи Леонида Мозгового предназначалась Марку Рудинштейну. Выйдя на сцену, президент группы компаний "Кинотавр" заверил собравшихся: "Все хорошо. Кино будет".
Последнее слово осталось за кинематографом, который обращается к зрителю на общедоступном языке и выражает всем понятные настроения. Но из всех призеров один Сергей Соловьев пока продемонстрировал, что это можно делать, не поступаясь сложностью жизненных проблем и художественным совершенством картины.
Сочи