0
895
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2001 00:00:00

Время Публия и Миколы

Тэги: красноперец, театр, спектакль, олимпиада


ТЕАТРАЛЬНАЯ олимпиада идет, не снижая темпа. Афиша текущего сезона Центра драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина почти целиком включена в программу Олимпиады.

Последняя премьера Центра - спектакль Сергея Красноперца "Мрамор" по пьесе Иосифа Бродского. До этого пьеса никогда не игралась в Москве. Драматургия - не самая сильная часть творчества Бродского. Но это касается текста, а перед нами - спектакль.

В странной, почти мифической тюрьме с телефоном, утренним кофе, пирожным раз в 243 года, мраморными бюстами римских классиков и канарейкой в клетке (у птицы двойная тюрьма: клетка внутри камеры) - обитают двое: Публий, не находящий себе места от долгого воздержания, и Туллий, духом воспаряющий к горним вершинам. Вечное отталкивание и притяжение плоти и духа.

Вульгарный Публий в исполнении Олега Охотниченко вызывает симпатию своим жизнелюбием и страстностью (подробности похабны). Он в отчаянии от невозможности выбраться на свободу. Он мечется по сцене, словно тигр в клетке (ассоциация, явно учитываемая режиссером). Философствующий Туллий - его играет сам Сергей Красноперец - малоподвижен. Он сидит на стуле, в высокой спинке которого поблескивает металлическая проволока (может, так и выглядит электрический стул? - художник спектакля Виктор Харитоненко). Он стоически невозмутимо читает Горация, изредка отвечая своему соседу. Для Туллия, размышляющего о жизни напряженно и постоянно, главной становится проблема времени. Как принять его, как слиться с ним, где и когда человек свободен, где место времени... На споре "здешнего", сиюминутного и "вышнего", вечного и строится спектакль.

В студии на Поварской львовский "Театр у кошику" ("Театр в кошелке") представил "Украденное счастье" Ивана Франко. Многие поколения отечественных (больше - советских) мастеров театра воспринимали текст Франко как бытовую пьесу. В решении Ирины Волицкой она поразила своей поэтичностью (возможно, немалую роль в этом сыграл мелодичный, певучий украинский язык), скажем больше, мифологичностью. Ведь и первые опыты Франко в драматургии связаны с античными сюжетами, да и позже он много переводил греков.

Холст, прибитый к полу, барабаны и узкий гуцульский топорик на длинной ручке. Барабаны будут отбивать ритм сердец, охваченных страстью. Украденное счастье оборачивается горем. Режиссер превращает пьесу в ритуальный хор-хоровод, когда трое становятся трагически неразделимым целым. Чистое украинское многоголосие, поддержанное сухим шелестом барабанов, подчеркивает национальный колорит драмы, повторяющейся из века в век повсюду.

Ирина Волицкая выстраивает спектакль на контрасте действия и слова. Микола и Михайло перебрасываются незначащими репликами, а артисты Роман Биль и Владимир Губанов кружат как борцы в поединке, как соперники в танце. Анна (Лидия Данильчук) говорит о захватившей ее любви к другому, а муж нежными движениями перебирает пряди ее волос, заплетая их в косу. Микола ласкает Анну, касаясь топориком. В его движениях ощутима та страсть, которая заставляет вздрагивать зал, но вместе с ней - и ужас возможного финала: металл скользит по коже безжалостно и равнодушно. Но режиссер уходит от мрачной безысходности. С гулким рокотом рассыпаются по деревянному полу красные шары, артисты терпеливо дожидаются, когда докатится, догремит последний, и наступит тишина, в которую навсегда ушел Михайло. Микола заиграл на дудочке, а Анна спокойно и чуть отрешенно, с мудростью и силой, приходящими после страданий, заворачивает топорик в шинель убитого. Жизнь идет дальше, время, не останавливаясь, отбивает свой ритм.

Странным образом спектакли, разные и увиденные в случайной последовательности, без изначальной установки на сравнение, оказались объединены такой ускользающей категорией, как время. Время, которое лечит, время, которое учит, время, которое примиряет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
626
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
519
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
638
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
349

Другие новости