0
746
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2001 00:00:00

Ненависть, страсть и компьютер

Тэги: кино, кинотавр


НАКОНЕЦ начались показы весьма насыщенных международных программ. Первый день вместил четыре картины. Три из них представляли германо-скандинавское кино. При всей разнице жанров, почерков и мироощущений эти фильмы объединяли некоторые темы - немотивированные поступки и "война полов", подспудное противоборство мужчины и женщины.

Программу "Немецкое кино: Восток - Запад" открыл фильм "Дороги в ночи" Андреаса Кляйнерта. Он передает самоощущение людей в эпоху объединения двух Германий. Человек средних лет находится в депрессии. Еще недавно он был уважаемым членом общества, а теперь не имеет ни дел, ни рабочего места. Наезжает по вечерам в мрачный район своей бывшей фабрики, перепроданной каким-то иностранцам. Смотрит на угрюмые остывшие трубы, бетонные развалины и груды мусора. Стреляет в темную пустоту из пистолета. А иногда по ночам отправляется в самовольный рейд охраны порядка в сопровождении бравого парня и юной девушки, которая умеет драться не хуже своих напарников. Они ходят по темным улицам, садятся в поезда - выслеживают опасности. Терроризируют хулиганов и мелких бандитов. Временами сквозь стремление защитить мирных граждан прорывается жажда власти и мести обществу за свое изгойство.

Андреас Кляйнерт ничего не объясняет через диалоги, не вводит ни единой ретроспекции. Он лишь настойчиво "преследует" персонажей, пока они передвигаются по городу и выясняют отношения. Вот Вальтера узнал один из патрульных полицейских и назвал "товарищем" - словно бросил вызов и потребовал вспомнить прошлое. Герой отреагировал с досадой и почти ненавистью. Вот Вальтер в гостях с отвращением прислушался к разговору о биржах и бизнесе. Сразу ясен и антикапиталистический настрой героя и его разочарование в прочности социалистических устоев.

Ожесточенный герой больше не в состоянии проявлять любовь даже к тем, кого в глубине души любит. Вальтер ссорится с девушкой-напарницей и ранит ее в ногу - растерянно смотрит на рану виноватыми, как у собаки, глазами и просит прощения. Вальтер холоден и отчужден от жены. Позже набрасывается на нее с кулаками. И, наконец, плачет, гладит по голове, как бы прощаясь. В финале он совершает кражу из ювелирного магазина, окончательно ставя себя вне закона и реализуя свой социальный протест. Оставляет на супружеской кровати нитку жемчуга для жены и едет к фабрике. На экране играют дети - за кадром звучит выстрел...

В контексте "Кинотавра" немецкие "Дороги в ночи" будут невольно рифмоваться с картиной Константина Лопушанского "Конец века", где самоубийство совершает пожилая женщина, ощутившая себя чужой, отторгнутой миром в разгар событий начала 90-х годов в России.

Конкурсная программа началась швейцарской "Увеселительной поездкой" ("Догма 14") Мартина Ренгеля. Основываясь на реальной истории, режиссер снял кино о подростках. Ренгель не навязывает собственных концепций, но лишь отображает цепь событий. В результате такой "деликатности" режиссера возникает чудовищный портрет современного социума. Череда однообразных кадров показывает жизнь молодого поколения как смену тупой работы и пустого досуга. Подростки пьют пиво, курят травку, слушают музыку, смотрят телевизор. Личное начало, темперамент, индивидуальные вкусы - все это то ли отсутствует в персонажах, то ли так глубоко погребено под усредненностью, что искусство кино пасует.

Взаимный интерес Сандры и Даниэля здесь - событие. Друзей это откровенно бесит. На работе в закусочной над Даниэлем подшучивают. Даниэль не уверен в себе как мужчина и раздражен тем, что стал посмешищем. Поэтому невзначай он подает идею расправиться с Сандрой. И приятели душат ее в машине. Социум срабатывает как стихийный аппарат подавления, не терпящий счастья отдельных его членов. Девушка становится жертвой покорности героя перед тусклой и бессмысленной жизнью.

Влюбленные из норвежского фильма "Монголенд" Арилля Эстина Оммундсена как бы мстят себе за то, что не способны разлюбить друг друга. Снятый в эстетике ручной камеры, фильм смотрится хроникой сопротивления страсти. Картина начинается как драма, с мучительными поисками героиней исчезнувшего друга, с бесконечными расспросами подруг и друзей, с попытками наладить душевный контакт с людьми, которых Пиа давно не видела. Формальные улыбки, принужденное радушие или вялое раздражение. Безнадежно унылые, черно-белые кадры настоящего перемежаются цветными фрагментами воспоминаний - о том времени, когда Кристоффер еще не исчез. Натянутое общение переходит в фамильярную клоунаду предрождественской вечеринки. А заканчивается фильм как добрая сказка. Влюбленные вновь обретают друг друга в самолете - когда-то Пиа улетела в Англию одна, теперь они летят вместе. По ту сторону иллюминатора среди вечерних облаков на санках мчится Санта-Клаус... "Монголенд" предельно органичен, психологически достоверен в показе частных проблем. И превращается в жанровое кино, как только устремляется к хеппи-энду.

Обе конкурсные картины готовы признать, что самое сложное для вполне нормального полноценного человека - довериться силе чувств и отстоять их. Французская картина Пьера-Поля Рендерса "Влюбленный Тома", прошедшая в рамках спецпоказов, не без иронии изображает нынешний мир, где глубоко ненормальный человек экипирован всем необходимым для душевного комфорта. Тома панически боится выходить из дома и вступать в непосредственный контакт с людьми. Поэтому вся его жизнь и общение происходят перед экраном компьютера. Зритель не видит самого героя, но созерцает тех людей - служащих, родственников, психоаналитиков, женщин из службы знакомств, - с которыми герой ведет переговоры, скандалит, занимается киберсексом, пытается объясниться в настоящей любви. Трагикомичный психоз человека, прикованного к компьютеру, подразумевает новый тип визуальной кинореальности. Это уже не традиционная "вторая", но третья реальность. Она подменяет собой и живой мир, и его экранное отображение. Компьютерные картинки и человеческие "говорящие головы" перемежаются шокирующими сексуальными оргиями с компьютерными куклами. Отсутствие счастья и человеческого тепла компенсируется последней виртуальной моделью коммуникаций. "Влюбленный Тома" - картина, по меньшей мере актуальная для начала XXI века с его новыми технологиями - и новыми типами безумия. Ее скоро можно будет посмотреть в Москве - она выходит в прокат в рамках "Проекта 35".

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2250
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1481
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости