В Москве, на сцене Театра Гоголя, проходил III Московский международный фестиваль современного танца: пять вечеров включали в себя восемь одноактных спектаклей, вечер миниатюр и выступления школ современной хореографии. Фестиваль был учрежден несколько лет назад Комитетом по культуре города Москвы и организован Русским Камерным балетом "Москва" и Центром современной хореографии.
Организаторы фестиваля впервые проводили отбор в течение года, и впервые специально к фестивалю были подготовлены две премьеры - спектакли "Макондо" и "На вет.Ру". Также в программе были представлены: "Класс экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова, труппа "ПО. В.С. Танцы", новая работа хореографа Натальи Широковой в Театре МГУ. Фестиваль показал практически всю палитру современного танца города Москвы.
Мало кому из участников фестиваля удалось внятно донести до зрительного зала свои идеи и замыслы. Беда большинства молодых хореографов в неумении лаконично сформулировать свое мироощущение и вовремя поставить точку. Новая работа Романа Кислухина "Макондо" перегружена концепциями, не сходящимися в финале в одну точку, но достаточно театральна. Ясны общественные проблемы, над которыми размышляет постановщик: противостояние общества новым веяниям, потеря человечности и утрата моральных ценностей. Удачной показалась работа Анжелики Шевченко "На вет.Ру". Спектакль отличается чувством меры, отсутствием претенциозности и многозначительности. Хореограф и танцовщики нашли взаимопонимание и отразили противоречия "русской души" с ее вечным ожиданием вчерашнего дня. Не последнюю роль сыграл оригинальный подбор музыки - мощные композиции Айги и Ойдупаа воздействовали на зал именно в заданном хореографом направлении. Показ нашумевшего спектакля "Взлом" Русского Камерного балета "Москва" несколько насторожил, так как некоторые молодые исполнители слишком увлеклись внешним рисунком хореографии в ущерб сути спектакля. Украшением фестиваля, несомненно, было выступление финской команды "GLIMS @ GLOMS". Симо Хейсканен и Туомо Райло показали цельную абсолютно продуманную работу. Мягкий, спокойный техничный танец с множеством поддержек вдруг прерывался эмоциональной импровизацией. Финский дуэт - это синтетические актеры, умеющие делать все: танцевать, петь, декламировать.
Самодеятельные и полусамодеятельные коллективы показали эстрадные номера, рассчитанные на легкое и шутливое восприятие. Здесь играет богатое воображение. То невиданный зверь "ухохоль" появится, то ожившие древнеегипетские фрески. Наиболее удавшийся номер в этой череде - "оркестр" хореографа Эльвиры Смирновой. Музыкант и музыка ссорятся друг с другом. Среди открытий фестиваля екатеринбургский "Экцентрик-балет". Его спектакль "Голос" в постановке Сергея Смирнова покорил профессиональным танцем и точно найденным трагикомическим решением в пластике. Сборище неприкаянных Пьеро в современных футболках чем-то напоминает "Шопениану" - здесь тоже к чему-то прислушиваются и чего-то ждут. Но элегия быстро превращается в эстрадное шоу.
Помимо того что некоторые из "школьных" работ напоминали детские утренники, фестиваль обозначил и другую проблему нашей современной хореографии. У большинства танцовщиков, к сожалению, нет глубинного понимания принципов движения, и, в силу краткосрочности и разрозненности образовательных проектов, они не могут (или не хотят) осмыслить все то, что происходит сегодня в мире танца.