0
660
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2001 00:00:00

Букет камерных шедевров

Тэги: фестиваль, музыка


ПРОХОДИВШИЙ в Москве больше недели фестиваль "Весна в России" вылился в событие не только музыкальное, но и социокультурное. Ведь уровень потребления камерного музицирования задает весьма высокую планку просвещенности общества. Камерную музыку (буквально - "комнатную") составляют жанры для небольшого числа исполнителей. Она предназначена для исполнения дома или в небольшом собрании, то есть создана для людей с непреодолимым зовом к прекрасному. Отсюда непосредственность и интимность, а одновременно - элитарность камерных сочинений. Душевную философичность квартета или лирическую торжественность трио необычайно цветисто воспевают сами исполнители. Однако на открытии "Весны в России" нечто подобное (что пока ново) довелось услышать от Владимира Сергеева, руководителя проекта из Единого научно-методического центра московского правительства. Он декларировал задачу усиления камерного музицирования и пообещал весенний фестиваль каждый год.

Именно здесь и кроется концептуальный крен фестиваля в сторону широкого слушателя. Это выразилось в серии сборных концертов, составленных из "хитов" - замечательных по красоте и воздействию фрагментов, которые публика не столько знает, сколько должна бы знать. Кроме специального вечера "Парад ансамблей", так строились и открытие, и закрытие. Открывался фестиваль вообще в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, огромном зале с микрофонами, для камерной музыки мало подходящем. Тем не менее и "Вальс" Дворжака у блистательного "Коциан-квартета", и медитативный Бах для виолончели соло (два фрагмента из 5-й сюиты) в знаменитом исполнении Александра Князева хорошо чередовались с номерами камерных оркестров; под конец тронул публику проникновенным и чистым звучанием женский хор "Классика" Нины Королевой. Заключительный концерт был менее "регламентирован" и благодаря естественной атмосфере Большого зала консерватории прошел празднично. Здесь нашлось место и 3-й сонате Брамса целиком, где блеснул молодой венгерский скрипач Антал Салаи с пианисткой Анной Гирик - после сонаты он еще играл на бис. Американская кларнетистка Дебора Маршалл взбудоражила зал виртуозным исполнением "Интродукции и темы с вариациями" Россини. Затем пела эффектная Ольга Гурякова: две оперные арии и три романса Рахманинова вызвали новый взрыв энтузиазма. Кирилл Родин играл две части виолончельного концерта Гайдна; Квартет Чайковского вместе с Александром Галковским и Рустамом Комачковым исполнили 1-ю часть "Воспоминаний о Флоренции" с симфоническим накалом; заключал все хор "Благовест". И атмосфера вечера сложилась, несмотря на такую "гремучую смесь", - долгий концерт был выслушан на подъеме. Важно констатировать, что подобная программа вообще собрала зал и, видимо, отражает потребности сегодняшней публики.

Другой любопытный момент фестиваля связан с интересом к "Весне в России" дирекции престижного фестиваля "Пражская весна": чешские музыканты вдруг снова захотели бывать в Москве. Именно с их поддержкой и планируется вхождение нашего фестиваля в европейскую ассоциацию. И чешский "Коциан-квартет" стал украшением "Весны в России". Подобного класса квартетов в Москве не слышали давно. Поражают не столько слаженность, мастерство, виртуозность, а отчетливо осязаемый во всем дух рафинированной европейской культуры. В концерте (на сей раз "настоящем", а не сборном) в Рахманиновском зале они играли чешскую классику, Дворжака и Яначека. Начали же с основоположника жанра Гайдна, где показали такое качество ансамбля, которое так очевидно складывается из ярко индивидуальной игры каждого. В области квартета на фестивале было что сравнить. Интересно было послушать очень давно не бывший в Москве "Чюрленис-квартет" (теперь с новым первым скрипачом Йонасом Танкевичусом) - литовцы играют на хорошем крепком уровне. Из "своих" были самые известные квартеты имени Шостаковича и Чайковского, а также "только девушки": "Твинс-квартет" и квартет имени Вайнберга. Прошел и концерт "Дебют": участники фестиваля, многие маститые профессора, решили предоставить концерт своим ученикам, а ученические концерты, как известно, всегда многолюдны, успешны и приносят участникам море цветов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
373
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
385
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
455
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
315

Другие новости