ОТКРЫТЫЙ Российский кинофестиваль "Кинотавр" в 12-й раз стартует прямо с конкурсных просмотров. Как объяснила директор программ Ирина Рубанова, в этом году заявлено очень много фильмов и демонстрировать специально какую-то внеконкурсную картину на торжественном открытии было бы чрезмерной роскошью. Конкурс собрал много фильмов последнего времени. Фестиваль не выглядит как рафинированный ряд шедевров. Можно даже предположить, что на "Кинотавре" выбьется в лидеры не только так называемое фестивальное кино, а картины, популярные преимущественно у широкого массового зрителя, который чаще берет на прокат видеокассеты, чем ходит в кино. Вот эту разношерстность и отражают уже самые первые дни фестиваля.
Сегодня на "Кинотавре" в качестве первой картины будет показана режиссерская работа Александра Абдулова "Бременские музыканты и К╟", уже получившая в основном резко негативную реакцию прессы. Мотивирован выбор достаточно комично: 1 июня в Сочи проводится День защиты детей. Надо прямо сказать, что для любого ребенка, даже с самым непритязательным вкусом, новые "Бременские музыканты┘" представляют малый интерес. Человеческих отношений в мире героев - минимум. Правда, много шума и всяческих буйных "военных действий". Но в откровенных боевиках все это в любом случае смотрится, как ни странно, осмысленнее. Потому что боевики делают крепкие ремесленники, умеющие рассказывать свои вечные незатейливые сюжеты так, чтобы они были ясны даже самым маленьким. А фильм Абдулова являет собой разновидность "тусовочного" кино, интересного прежде всего тем, кто в нем снимался, а потом уже тем, кто с мазохистским увлечением готов созерцать метаморфозы трогательного сказочного сюжета, музыкальных хитов и артистичных - в советском анимационном варианте - персонажей.
Впрочем, если считать, что фестиваль должен начинаться громко и "ярко", картина Абдулова по своим сугубо внешним параметрам соответствует именно этим условиям. Сегодня же показывают "Президента и его внучку" Тиграна Кеосаяна. Став "соседями" по программе, оба фильма заставляют находить в себе что-то хорошее - что не пришло бы в голову при "раздельном" просмотре. Рядом с прочно сколоченной коммерческой режиссурой Кеосаяна режиссерская неопытность Александра Абдулова выглядит как "фестивальный" и даже творческий эксперимент. Зато на картине Кеосаяна отдыхаешь. Его сравнительно камерное кино не агрессивно - остроумные реплики всегда можно услышать, если они есть.
В ближайшие дни в программе - "Второстепенные люди" Киры Муратовой, изысканный фарс с налетом постмодернизма.