В рамках "Дней культуры Польши в Российской Федерации" прошел концерт из произведений всемирно известного польского композитора Генрика Миколая Гурецкого. Музыка звучала в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это "Старопольская музыка для смычковых и духовых инструментов" (1969 г.) и Третья симфония - "Симфония печальных песен" (1976 г.), которая была написана по заказу радиостанции в Баден-Бадене и впервые исполнялась в Руане на XIV Международном фестивале современного искусства. И с тех пор, по признанию прессы, "пользуется невероятным успехом на международном музыкальном рынке, бьет все рекорды популярности, ранее присущие только эстрадной музыке".
Музыка, звучащая в храмах не только во время богослужений и не только духовная, но и светская, - это стало одним из знаков бытования искусства в наши дни: синтез звучания и изображения, стремление сотворить некую новую художественную данность. В майский день в соборе Пресвятой Девы Марии музыка и своды собора как бы слились воедино в мощном визуально-звучащем действе. Кличи-зовы духовых (трубы и тромбоны, объединенные в 4 пары) в "Старопольской музыке" казались бесконечными, ибо были продолжены храмовой акустикой. В основу фанфарных зовов Гурецкий положил organum "Benedictamus Domino" (XIV в.) - один из самых ранних образцов европейского многоголосия вообще┘ Кличи духовых звучат как своего рода "Tuba mirum" - последнее предупреждение Апокалипсиса. Кличам фанфар противостоит внутренне предельно напряженная, но абсолютно лишенная внешних, ритмических и темповых сдвигов музыка струнных. Это спокойный и бесстрастный хорал, в котором Гурецкий использует интонации из вечерней песни Вацлава из Шамотул (XVI в.). Однако спокойствие здесь кажущееся. Заполняющая своим звучанием все пространство музыка, по сути, тревожна и подобна голосу мятущейся человеческой души. Формула: кличи духовых - медитация струнных, повторенная многократно, завершается кульминацией в конце, когда соединение струнных и духовых приобретает облик молитвы - страстной и всепоглощающей┘
Третья симфония Гурецкого - "Симфония печальных песен" - состоит из трех песен, написанных на тексты разных эпох. Первая - это плач матери по сыну, погибшему в Силезском восстании. Основа музыки - мелодия предположительно XIX века. Текст второй части - это обращение девушки из польских Татр к маме и к Божьей Матери ("О, мама, не плачь, не надо. Царица Небесная, будь всегда для меня опорой"), выцарапанное на стене подвала одного из зданий в Закопане. Здесь фашисты пытали узников. Третья часть - обыгрывание одной из строф "Свентокшиского - святой крест - плача" (XV в.), в котором Пресвятая Дева Мария обращается к умирающему на кресте сыну, стремясь облегчить его страдания: своего рода "Stabat mater". Музыка третьей, последней, части "Симфонии печальных песен" - вариации на тему народной мелодии Опольского региона Польши.
В Собор (вход был свободный) пришли верующие, ищущие уединения и душевного успокоения. Пришли и профессионалы - музыканты и меломаны. Похоже, однако, что музыка Гурецкого захватила всех присутствующих. Какими средствами удается автору создать новую, загадочную музыкальную данность? Следуя принципам музыковедческого анализа, здесь просто нельзя не вспомнить о том, как начинал Гурецкий: погружение в сонористику (за что был неоднократно и рьяно руган консерваторами), интерес к польскому фольклору (за что был так же рьяно руган авангардистами). Физиология звучания музыки Гурецкого - сплошные знаки вопроса. Ты слышишь - почти реально - мощную "педаль" органа в этой колышущейся, самодостаточной звуковой массе, - но органа нет. Ты слышишь хор, сопровождающий ламентации солирующего сопрано, - белый, почти без вибрато голос певицы возникает как бы из хора. Он молит, взывает - к чему? Но хора нет: это только иллюзия, создаваемая динамикой волнообразного звучания струнных. Гурецким, безусловно, создана абсолютно новая музыкальная эстетика, которой ни один искусствовед не нашел еще определения - и найдет ли?..
Поблагодарим исполнителей: оркестр - Государственную академическую симфоническую капеллу России (руководитель - Валерий Полянский), дирижера - Томаша Бугая (ныне он возглавляет Краковскую филармонию) и солистку, певицу с широкой европейской известностью - Зофию Килянович (сопрано). Своим пением она поспособствовала - и немало - созданию той завораживающей атмосферы, в которую погрузились все, слушавшие музыку Гурецкого в Соборе Пресвятой Девы Марии. Автор не приехал - а жаль!