-Константин Александрович, в прошлые годы Форум национальных кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии проходил в рамках Московского Международного кинофестиваля как бы параллельно его программам. В этом году форум отделился от ММКФ. С чем это связано?
- В этом году - десятилетие СНГ. Десять лет назад в мае, еще до распада Союза и образования СНГ, Союз кинематографистов СССР преобразовался в Конфедерацию Союзов кинематографистов. Вообще кинематографисты одними из первых поняли то, что, кроме идеологических и цензурных пут, существуют живые творческие и дружеские связи. Это общие традиции, общая школа, взаимовлияние разных кинематографий. Это и взлет кинематографа в период оттепели, когда буквально в каждой республике Союза создавались шедевры, когда кино Киргизии, Литвы, Грузии вышло сразу на мировой уровень, стало брать призы на международных кинофестивалях. Десять лет конфедерация объединяет кинематографистов СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии на абсолютно добровольных началах и является тем институтом, который следит за кинопроцессом в государствах бывшего Союза. Кстати, подготовлена к изданию книга о десятилетнем периоде кинематографа СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Мы хотели выпустить ее к нынешнему форуму. Но потом подумали, что лучше ее обогатить материалами V Форума и тогда уже выпускать. Составитель книги - Елена Стишова. По случаю юбилея конфедерации и форума мы решили, что надо провести нынешний форум отдельно, чтобы он не затерялся среди других программ ММКФ.
- Вы полагаете, что в контексте ММКФ работа форума была не всегда продуктивной?
- Все имеет свои плюсы и минусы. Конечно, когда форум происходит в дни ММКФ, гости фестиваля становятся и его гостями. И это хорошо. Наш прошлогодний форум имел очень высокий рейтинг. Но на сей раз мы решили, что лучше ему все-таки быть независимым.
- Форум как-то связан своим бюджетом с ММКФ?
- В этом году форум получил финансовую самостоятельность. От бюджета ММКФ он никак не зависит. Мы обращались в правительство, к Валентине Ивановне Матвиенко. Очень существенную поддержку нам оказали Министерство культуры России, правительство Москвы, Союзы кинематографистов СНГ и Балтии. В результате сложилась некая сумма, которая позволяет нам достаточно скромно провести этот форум. Произнося "скромно", я имею в виду обрамление, светские мероприятия, презентации. К самой программе слово "скромно" неприменимо. В программе представлены все страны СНГ и Балтии.
- Как бы вы охарактеризовали программу V Форума? Что в ней нового по сравнению с прошлым годом?
- Не каждый раз мы делаем столь обширную программу. В этом году она включает не только игровое кино, но и неигровое, и анимационное. В программе участвуют фильмы таких признанных мастеров, как Дарижан Омирбаев из Казахстана, - его последняя картина "Дорога" едет к нам прямо из Канн. Киргизское кино представлено новым поколением мастеров - Актаном Абдыкалыковым и Маратом Сарулу. В России широкая публика их совершенно не знает. А это очень сильный и самобытный кинематограф. Также можно будет посмотреть картину "Свобода" блестящего режиссера Шарунаса Бартаса. Работу Бартаса я видел и очень высоко ее оцениваю. На форуме, кстати, имя этого литовского режиссера фигурирует впервые. Такой ветеран кино, как Янис Стрейч из Латвии, привезет свою работу "Мистерия старого волостного уезда". Наряду с "Сестрами" Бодрова-младшего форум открылся фильмом "Ковчег", созданным Мерабом Кокочашвили - незаурядным режиссером среднего поколения в грузинском кино. Рустам Ибрагимбеков участвует в форуме со своей новой режиссерской работой "Телефон доверия". Все фильмы пока нигде, ни на каких фестивалях, больше не показывались. Мы стремимся сделать программу форума эксклюзивной.
- Какие страны СНГ не представлены в игровом разделе?
- Не представлена Белоруссия. Хотя Михаил Пташук сделал очень качественный фильм "В августе 44-го". Но он идет повсюду. Его нет смысла включать в программу. Нет игровых картин из Таджикистана и из Туркмении.
- Что выбрано из российских картин, кроме дебюта Сергея Бодрова?
- На закрытии мы покажем новый фильм Олега Ковалова "Темная ночь". Ковалов - режиссер для киноманов, снимает, условно говоря, элитарное кино. Есть в программе и "101 километр" Леонида Марягина, кинематографиста старшего поколения. Мне кажется, это лучший фильм Марягина. На данный момент он только один раз показывался в Доме кино.
- Каковы принципы отбора фильмов?
- Кое-что мы отсмотрели, а кое-что брали не глядя: если не было вовремя кассет, учитывая авторитетные рекомендации. Кроме того, когда какие-то режиссеры, о которых мы много слышали, заканчивают свои новые картины, как, например, Серджиу Продан и Виорика Месина из Молдовы, недавно завершившие свою картину "Прокрустово ложе", мы эту работу, конечно, берем. Сейчас в странах СНГ и Балтии фильмов делается немного. И нельзя сказать, что нас прямо завалили картинами. Но отбор был. Среди не вошедших в программу форума есть весьма достойные. Но программа и так перенасыщена. Больше, чем заявлено сейчас, она бы уже не вместила. Вечерами - игровое кино, как минимум две полнометражные картины. А то и три! Днем - плотная программа документального и анимационного кино. Плюс еще обширное клубное общение, когда 25, 27 и 29 мая в фойе Белого зала будут собираться киножурналисты и все желающие, чтобы поговорить об увиденном.
- Какова зрительская аудитория форума?
- У нас уже есть постоянный контингент зрителей, который смотрит нашу ретроспективу "Хиты нашей памяти", идущую в ЦДК в течение года, и две ретроспективы в Киноцентре. Одна из них - "55 лет Победы - 55 фильмов" - уже завершилась. Сейчас началась ретроспектива "Кинематограф оттепели", включающая семьдесят картин. Частично эта аудитория приходит и на форум. Кроме того, что очень важно, программу форума смотрят отборщики фестивалей Западной Европы. В прошлом имена Омирбаева, Абдыкалыкова, пожалуй, во многом были открыты форумом. После того как их работы увидели западные отборщики, фильмы этих режиссеров вошли в программы разных западных фестивалей. В прошлом году у нас была сформирована программа узбекского кино последних лет, и многие фильмы из этой программы тоже стали достоянием западных фестивальных аудиторий. Фильмы из Балтии после форума проникают в Северную Европу. В этом году, возможно, какие-то картины тоже получат "путевку в жизнь".