0
805
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2001 00:00:00

Cад уральских камней

Тэги: фестиваль, челябинск, хореография, танец


фестиваль, челябинск, хореография, танец

УЖЕ ВОСЕМЬ лет (с периодичностью один раз в два года) две челябинские энтузиастки - Марина Куклина и Татьяна Вольфович - организуют фестиваль современной хореографии. К фестивалю традиционно подверстывается и теоретический семинар для молодых балетмейстеров, на котором демонстрируются и обсуждаются видеозаписи балетов лучших хореографов мира. Местное отделение СТД и областная администрация по мере сил опекают детище, растущее в условиях перманентного безденежья, из-за чего срываются приезды зарубежных артистов, а конкурсная география зачастую вынужденно ограничена Уральским регионом. Последнее обстоятельство, впрочем, дало повод для изощренных бесед в фестивальных кулуарах: обсуждалось символическое сходство панорамы танцев с россыпями уральских самоцветов.

Нынешний, четвертый по счету, фестиваль - зеркальное отражение не только финансовых, но и творческих проблем, стоящих перед современным танцем в условиях российской провинции. Например: чем руководствоваться при составлении программы подобных смотров? Критериями качества или вполне понятным желанием дать возможность показать себя существующим в регионе коллективам? От решения зависит и ответ на смежный вопрос: как сочетать показы профессиональных групп, которые именно здесь, на Урале, особенно "продвинуты" и известны далеко за пределами области и России, с заявками чисто самодеятельных кружков танца, как правило, детских, но работающих с неподдельным энтузиазмом? Принятое организаторами решение - смешать все в кучу - с точки зрения зрительского восприятия оказалось не самым удачным. Все-таки лучше выделить самодеятельность в отдельный смотр. Если в одном концерте выступают "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга, которыми руководит дважды лауреат национального театрального фестиваля "Золотая маска" Татьяна Баганова, и ансамбль челябинского Дома детского творчества - то на ни в чем не повинных детей обрушивается недоумение публики: слишком велик контраст.

Оставляя в стороне выступления самодеятельных коллективов (они не подлежат строгой критике, так как прежде всего преследуют благородные воспитательные цели), перейдем к фестивальным фаворитам. Упомянутые "Провинциальные танцы", к сожалению, не показали свою последнюю постановку "Тихая жизнь с селедками". Буквально накануне труппа вернулась из Ниццы, где "Провинциалы" приняли участие в Днях русской культуры. И сил хватило только на обкатанный, но всегда впечатляющий "Кленовый сад" да на короткую новинку "Я здесь?" в постановке нидерландского хореографа Анук ван Дайк. Утонченная световая партитура в опусе ван Дайк - четвертый участник танцевального трио. Исполнители по очереди держат театральную лампу, фокусируя ее локальные лучи на дуэтах, создавая на сцене резкие светотени, вырывая из хаоса диалектическую логику пластики, из небытия - перманентно недосказанное событие, а из классического "треугольника" человеческих отношений - изменчивую избирательность. Эклектичная хореография (понемногу от всего современного) по-европейски выверена, но проблема в том, что сочинение голландки построено не только на сценическом концептуальном движении, лишь приближенном к танцу, как обычно бывает в постановках Багановой, но в значительной степени на самодовлеющей телесной выразительности. А этим искусством багановские артисты недостаточно владеют.

Пребывая в Екатеринбурге, Анук ван Дайк поставила балет и для школы современной хореографии Льва Шульмана. Это новая версия ее давнего спектакля "Выход", сделанного в свое время для Роттердамской академии танца. Ученики школы, одетые в белые марлевые турнюры, проделывают упражнения на смещение телесного центра тяжести. Полезная учебная работа. Как и школьный же спектакль отечественного хореографа Марии Козевой "Река": группа юных танцовщиков в черном изображает водоворот, течение и поток. В третьем показанном спектакле "Закетой" екатеринбургские подростки волею московского хореографа Александра Пепеляева приобщались к тайнам подсознания взрослых. Если в единственной, но повторяемой часто исполнительским хором фразе "Закетойпоракоту" (то есть "За кетой пора коту") отрабатывалась вербальная скороговорка, то в хореографии преобладала подробная и неторопливая метафорика. Человечество здесь - то ли стая прожорливых чаек, то ли стадо голодных кошек. Пластика, как всегда у Пепеляева, демонстративно скудна. Много бега, иронически-агрессивные "приплясы" и в финале - буквально изображенное совместное загрызание местного аутсайдера.

Почти все показы фестиваля проходили на сцене Челябинского театра оперы и балета имени Глинки, что по-своему прибавило мероприятию представительности (и, к слову, зал был всегда полон), но большая сцена не всегда подходила для камерных спектаклей, отчего они периодически полу-терялись в пространстве. Солисты балета театра тоже представили свои опыты (а также сделанные для них постановки) в сфере современного танца. Сфера малознакома, и потому танец часто тяготеет к привычной классике - как по лексике, так и по манере исполнения. Единственный зрительский "уход на сторону" состоялся в направлении театра-студии "Манекен" (существует параллельно основной труппе "Манекена"), где с драматическими артистами работает молодой хореограф Ксения Петренко. По поводу ее миниатюры "Если бы.." со значительной долей вероятности можно повторить слова Шерлока Холмса, сказанные им своему коллеге - провинциальному английскому полисмену: "Вы далеко пойдете в своей профессии. У вас есть чутье и интуиция".

Челябинский театр современного танца показал постановку Ольги Пона, за которую она получила награду последней "Золотой маски" (см. "НГ" от 27.03.2001). Фестиваль завершился выступлениями "Балета толстых" Евгения Панфилова из Перми. Кроме спектакля "Бабы. 1945" (см. "НГ" от 30.03.2001), тоже победителя "Маски", была показана и другая работа - "Времена года" на музыку Вивальди. Панфилов удачно воплощает здесь барочную пышность музыки в движении, естественно ограниченном весом артистов. И создает аллегории: от весны до зимы и обратно в изменениях эмоций танца. Артисты же, женщины и мужчины от 90 кг и выше, точно описаны в буклете фестиваля как "жизнерадостные гранд-дамы и два галантных кавалера.., решившиеся восстановить справедливость в мире, устроенном для тонких".

Челябинск-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости