0
902
Газета Культура Интернет-версия

19.05.2001 00:00:00

Музей кино в опасности

Тэги: киноцентр, кино, музей, конфликт


В ПОСЛЕДНИЕ дни в Москве активизировался конфликт Международного закрытого акционерного общества "Киноцентр" с Музеем кино. Обе организации занимают здание Киноцентра на Красной Пресне. ЗАО "Киноцентр" предъявляет свои права на те помещения, которые принадлежат Музею кино (14% площади здания). При этом ЗАО мотивирует свою позицию тем, что у него есть свидетельство на право собственности на все здание Киноцентра. Однако отношения с собственностью являются весьма запутанными - они достались в наследство от того времени, когда старая концепция собственности уже разрушалась, а еще не начинала формироваться. И решать сейчас проблему, опираясь исключительно на формальные критерии, было бы весьма некорректно.

Здание Киноцентра на Красной Пресне строилось в расчете на то, что Музей кино будет располагаться именно в нем. Музей въехал в еще недостроенное здание в 1989 году, гораздо раньше самой регистрации ЗАО, и с тех пор активно функционирует. В те времена Музей кино являлся общественной организацией, которой государство распоряжаться не может. В ходе перестройки музей сделался наполовину общественным, а наполовину - государственным. Его учредителями в 1992 году стали две государственные организации - Министерство культуры и Госкино, а также две организации общественные - Конфедерация Союзов кинематографистов и Союз кинематографистов России.

Сейчас, формально оставаясь при своем двойственном статусе, Музей кино фактически является государственным. Он хранит и приумножает культурные ценности общегосударственного значения. Музей кино является весьма полезным культурным учреждением, которое позволяет сохранять представления о кино как о великом искусстве. В отличие от остального проката Музей кино, не стремясь к прибыли, оставляет цены на билеты на свои сеансы почти фантастически дешевыми - 20-30 рублей (в то время как цены билетов в кинотеатры колеблются от 50 до 280 рублей, и в среднем поход на самый заурядный фильм стоит 100-150 рублей). Таким образом, благодаря Музею кино не только у состоятельных людей, но и у самых низко оплачиваемых, а также у молодежи, студентов, школьников появляется возможность приобщения к шедеврам мирового кинематографа. По сути дела, не будет натяжкой назвать Музей кино и просветительским центром, поскольку его регулярные посещения равносильны планомерному изучению истории мирового кино.

Музей логически систематизирует сам показ кинофильмов. Здесь проводятся ретроспективы, дни национальных кинематографий, тематические циклы, позволяющие составить достаточно полное впечатление не только о прошлом кино, но и о лучших современных картинах, которые имеют шанс тоже войти в историю. География демонстрируемых фильмов весьма обширна. Только за последнее время в Музее кино проходили Форум кино немецкоязычных стран и Фестиваль современного итальянского кино, ретроспектива "Кино Колумбии", цикл "Михаил Ромм и его школа". Сейчас продолжается широчайшая ретроспектива выдающегося японского режиссера Микио Нарусэ, близятся показы картин современного неординарного режиссера из Швеции Роя Андерссона (автора нашумевших "Песен со второго этажа") и авангардиста Энди Уорхола. Музей делает очень много для того, чтобы Москва являлась европейской киностолицей, а не провинцией проката американского массового кино.

Музей кино - абсолютно некоммерческая организация. Его сотрудники получают зарплату из госбюджета. Доходы от кинопоказов идут на оплату организации самих сеансов (копии фильмов музей получает не только в Госфильмофонде, но и в посольствах, в культурных центрах, в прокатных фирмах) и приобретение новых коллекций и отдельных экспонатов. В последнее время музей стал обладателем оригинала-плаката к фильму "Сталкер" Андрея Тарковского, а также коллекций кукол анимации объединения "Экран", открыток со звездами немецкого кино (многие - с личными автографами), эскизов к отечественным картинам "Король-Олень", "Юность Петра" и др. Естественно, музей нуждается в государственном финансировании, чтобы продолжать вести столь же разветвленную и планомерную деятельность.

Сейчас ЗАО "Киноцентр" требует отдать ему для коммерческой эксплуатации чуть ли не две трети площади музея. Некоторое время назад Музей кино уже уступил ЗАО один из своих залов (сейчас он называется малым залом Киноцентра) и выставочное фойе. Когда-то ЗАО мотивировало свои потребности в малом зале тем, что благодаря его функционированию в рамках коммерческой структуры ЗАО сможет оплачивать коммунальные расходы музея. Это, в свою очередь, должно было облегчить ношу Союза кинематографистов России, который занимался оплатой этих расходов. Но с какого-то момента ЗАО потребовало, чтобы Музей кино оплачивал свои коммунальные расходы все-таки сам. В результате малый зал и фойе принадлежат ЗАО "Киноцентр" и приносят прибыль. А всецело некоммерческий музей из своих скудных средств оплачивает и свои коммунальные нужды, и ведет ремонт своих помещений. И живет под угрозой дальнейшей утраты площадей.

В беседе с директором Музея кино Наумом Клейманом министр культуры Михаил Швыдкой пообещал, что музей будет защищен государственным статусом и сохранит за собой на данный период занимаемые помещения. С тех недавних пор, как кино вошло в ведение Министерства культуры, у Министерства появилась и серьезная ответственность за организации, которые являются неотъемлемой частью российской кинокультуры. Конечно, в будущем был бы вполне оправдан переезд Музея кино в другое здание, более технически оснащенное и соответствующее потребностям музея. Ведь расположенные на пятом этаже кинозалы и переполненные фондовые помещения в нынешнем пространстве музея - отнюдь не идеальный вариант. Однако переезд Музея кино не может быть спешной и вынужденной акцией. Он требует подготовки и специального оснащения другого здания. А это, в свою очередь, подразумевает наличие времени и финансовых вливаний. Но Музей кино, несомненно, заслуживает заботы министерства. К тому же это единственный Музей кино в России. Другого музея кино у нас нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
559
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2283
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1132

Другие новости