- ФАМИЛИЯ ваша украинская, а родились вы в Красноярском крае┘
- Бьют-то ведь не по фамилии, а по морде┘
- Но все-таки, что за история у вашей семьи?
- О! Вот это все вы и узнаете из книги, которая скоро выйдет.
- Владислав Иванович! Хотя бы скажите, в каком поколении вы сибиряк.
- Пьявко - это фамилия отчима. Предки мои пришли в Сибирь с Урала, а на Урал - с Керженца - они кержаки. Пришли в XVIII веке, когда митрополит Питирим жег раскольничьи скиты, и досталось больше всего кержакам, которые в расколе отошли от веры христианской и вернулись к вере Киевской Руси, к богу Яриле: человек - не венец творенья, а один из элементов мироздания. Поэтому принадлежности к христианской вере у меня нет. В Сибирь же дед мой ушел молодым по этапу: во время кулачного боя случайным ударом убил жандарма, который попытался разнять драку. Вот отсюда сибирские корни.
- Как же вас вынесло из Сибири?
- Как пробку из шампанского. С 15 до 17 лет у меня было очень много профессий: кинооператор-хроникер на Норильской телестудии, киномеханик в норильском кинопрокате, шофер, который возил руду на обогатительную фабрику. А потом в Москве поступал во все театральные институты подряд. Желание поступить было огромное, но везде провалы.
- Как вы попали в Москву?
- Молча. Сел в поезд и приехал.
- И куда в Москве пошли?
- Поехал к своей тетке, которая в то время под Москвой жила. Я ее звал "мама Шура". Отсюда уже ушел в армию.
- В армии были здесь же?
- В Коломенском ордена Ленина Краснознаменном военном артиллерийском училище. Когда я учился, там готовили ракетчиков. И это училище дало очень много. Прежде всего дисциплинировало.
- Поворотом судьбы был для вас, как известно, спектакль "Кармен" с Марио дель Монако в 1959 году. На него ведь было невозможно попасть┘
- Меня провела одна молодая солистка. Я до сих пор не знаю этой девочки, откуда, кто она, потому что я так ее больше и не видел. Она провела меня на галерку, посадила на ступеньки, и там я впервые встретился с Большим театром, с огромным миром оперного искусства, с Марио дель Монако и с Ириной Архиповой.
- Потом вы окончили ГИТИС, и вам удалось пройти очень трудный конкурс в Большой. Какая была самая первая роль?
- Дебютировал я в маленькой роли Волха в "Садко", это групповая партия. Год попел маленькие партии. А потом, в 1966-м, 26 ноября спел Пинкертона в премьере "Чио-Чио-сан".
- Тогда с вами пела Галина Вишневская, в чьей книге досталось едва ли всем звездам Большого. Ваши с ней отношения не испорчены?
- У нас отношения нормальные и добрые. И воспоминания у меня о ней всегда хорошие: она принимала меня в Большой театр, была председателем комиссии, обратила внимание на голос, на актерские и внешние сценические данные.
- Вам ведь свойственно актерское отношение к роли?
- Самое интересное, что и Архипова говорит про меня: "артист и певец".
- И вы детально продумывали поведение своих героев┘
- Так ведь я же живу в них. Ведь если вы знаете мой репертуар, то знаете, что у меня нет статуарных героев. И все - натуры сильные!
- Некоторые роли вам удавались, как никому. Какая, вам кажется, самая большая ваша удача?
- Я скажу очень нескромную вещь: все роли, которые я сделал, кроме Князя в "Русалке", - это моя удача.
- Князя вашего как раз хвалили┘
- Да, хвалили за мужественность. Мне была ближе всего сцена на мельнице, особенно когда я пел с Сашей Ведерниковым. Вот там я выкладывал все! Я не мог найти ключ к каватине "Невольно к этим грустным берегам". И до сих пор не могу найти его, хотя мне уже и не петь это.
- Но есть роли не просто удачные, а те, с которыми вы вошли в историю┘
- Об этом буду судить не я. Но знаю, что в историю итальянского оперного искусства я точно вошел, потому что я спел то, что никто, никогда┘ И не знаю, когда еще споют.
- Почему же это удалось только вам?
- А потому что тяжелейшая партия, кровавая, как итальянцы говорят, - а я обожаю брать "быка за рога". Опера, которую никто не знает, и я не знал, к своему стыду: "Гульельмо Ратклифф" Масканьи. Сумасшедшая партия главного героя, тенора. На ней погибли семь теноров, не дойдя до премьеры. Спели ее за больше чем 100 лет существования только четыре тенора. Последним из них был я.
- Что же там надо делать?
- Выдерживать сумасшедшую тесситуру. Сложность в чем? Длительность каждого куска - как у вагнеровских теноров, по 15, по 20, по 25 минут без передыха. И все время пассажи, как говорят итальянцы, то есть переходные ноты: ми-фа-соль. И вот композитор гоняет-гоняет тебя по переходному регистру, потом бросает вниз. И опять наверх, а потом восходящими канонами начинает нагнетать напряжение┘ Есть там один рассказ во втором акте, который идет 23 минуты: подходишь уже к ноте ля, заканчивая как бы┘ А до этого он тебе насовал столько си-бемолей и пассажей, от которых устает глотка начисто. И ты выходишь на это ля, которое тебе кажется неимоверным до. Он дает тебе две-три секунды отдохнуть - и бросает тебя дальше: ну, говорит, давай, Вася, на си-бекар! Ты взял си-бекар - а теперь пошли на до: заканчивай уж произведение! Вот и все┘ И мне удалось с этим справиться. Хорошо, что я об этой опере заранее ничего не знал. А то бы не согласился! Моя запись "Гульельмо Ратклиффа" уже находится в Музее Масканьи. Вот там я действительно вошел в историю! А о том, что я делал в Большом театре, писали что-нибудь вроде: "достойно провел свою партию", "с успехом выступил". Хотя так, как я пел Радамеса┘ На Западе писали, что, думали, невозможно петь романс Радамеса так легко таким огромным звуком. Ноздрева, я думаю, уж не сделает никто, как я. Сергея, я думаю, уж не сделают в "Катерине Измайловой" так, как я сделал┘ Видите, я хитро говорю: как я сделал.
- Вы не называете Андрея Хованского┘
- О! Мой Андрей Хованский вылетал бешеный: ему все нужно было, всех и вся!
- Его любовь с Марфой - духовная?
- Нет, нет! Иначе он не пытался бы вырваться из ее лап! И у ней совсем не платоническое чувство. У них огромная сильная любовь. Он еще молодой балбес, в нем бурлит огонь. А она старше. И прекрасно понимает, что происходит на Руси. Недаром она во всех слоях общества принята. Она образованнейший человек своего времени, так же, как Досифей (князь Мышецкий). Но вот страсть, любовь ее попутала.
- Вы предвидели в роли Гришки вашу вершину, ждали ее?
- А я никогда ничего не жду. Когда стали ставить "Китеж" Гришка настолько меня увлек, и так много интересных вещей мы нашли с Евгением Федоровичем Светлановым: он много предлагал, и я ему предлагал. Под другого исполнителя темпы были намного быстрее, и получился мужичонка суетливый, не мой Гришка. А мой - от земли! И он никакой не алкаш, не пьяница - он надел на себя маску алкоголика-бражника. Тогда ему легче бросать в лицо все, что он думает и о лучших людях, и о перехожих, и о народе. Потому что он изгой: не принимает его общество той Руси.
- А предательство?
- Не надо! Он никогда не был предателем.
- Но он же ведет татар на Китеж?
- А у него есть фраза: "Мук боюсь". Он решил вести их в великий град Китеж не со стороны города, а со стороны озера. То есть он сознательно завел татар в непроходимые чащи, первый Иван Сусанин. А на него возвели грех предательства.
- А то, что он потом девушку обвинил, будто это она вела вражеские войска?
- Он ее любит. Впервые в жизни полюбил.
- Потом все воскресшие герои звали его в рай. Попал он туда?
- Он туда не стремился. Ему не нужно туда попадать. Он - от природы.
- Так в раю его напрасно ждали?
- Абсолютно. Потому что ни рая нет, ни ада нет. Ничего нет. Есть земля, природа, твоя сила собственная.
- Да, серьезный разговор┘
- А у меня на все серьезный разговор.
- В "Пиковой даме" Герман ваш сумасшедший или нормальный?
- Он на грани. Он сломался уже в спальне Графини.
- У вас он в этой сцене бегал с истошным криком - никто так не делал┘ Это было очень истерично!
- Естественно. А то привыкли все: отпел сцену - и пошел пиво пить в рабочий буфет. Я так не могу. Я после спектакля прихожу┘ если партнер у меня плохой, так вообще ноги гудят: приходится отрабатывать эмоционально за себя и за других.
- Вы пели: "Что наша жизнь? Игра!" Ваш вызов - не напускной?
- Очень рад, что вы это заметили.
- Ваш голос узнаваем и рисует образ с сочетанием разных черт: напора, нахальства, наивности┘
- Да, очень многое. Наивность, романтизм есть: особенно это было в Водемоне и Манрико. Это все есть, видимо, в моей физической силе, в натуре, в душе.
- Вы очень любите громкий открытый звук┘
- Не открытый, а яркий. Эмоция должна быть яркой! Это моя физика, моя сила. Если я пришел в театр и сел где-то далеко, то должен спокойно слышать голос, а не прислушиваться. А у нас уже отвыкли и отучают от больших сильных голосов - за всех микрофоны работают.
- В 1983 году вы сняли фильм о молодом теноре. В нем есть и роман со старшей по возрасту примадонной Большого театра. Это имеет отношение к вашему семейному союзу с Ириной Архиповой?
- Все ко всему имеет отношение. Там очень много автобиографических вещей.
- Вы познакомились с Архиповой много позже той "Кармен"?
- Естественно, через 7 лет.
- Была ли поначалу дистанция?
- Нет, для меня не существует никаких дистанций, я вижу человека, равного себе.
- Ее авторитет примадонны вам было легко преодолеть?
- А при чем здесь авторитет? Она блистательная актриса, блистательная певица. Она - партнер, как и Галя Вишневская, и у меня никогда не было этого дурацкого благоговения. Оно мне не свойственно.
- Вы сразу же работали вместе?
- Да, работали по-настоящему. Если бы было благоговение, это был бы тормоз. Всегда в артисте должен быть по-доброму хороший нахалин. Но если этого нахалина нет, если ты не владеешь своей профессией, то тебе надо идти прямым ходом в Рыбный институт, как говорил Покровский. Кончать этот Рыбный институт, идти на рыбзавод закатывать консервы, а там благоговеть перед начальством.
- Ваш союз с Архиповой принес вам дивиденды в плане карьеры?
- Дивиденды┘ Все время шпыняли: "Ясно, почему он женился! Карьеру делает!"
- Вы ведь ездили и пели вместе.
- Не только ездили, но и здесь все время вместе пели. Поем до сих пор.
- У вас были две эпохальные и такие разные Кармен - Архипова и Образцова. Как вы с каждой из них себя чувствовали?
- Я думаю, что после моей смерти узнают, как я себя чувствовал┘
- Архипова, когда пела с дель Монако, очень сильно его толкала┘
- Да, в заключительной сцене, когда Марио сам просил, чтобы она взяла его за голову и оттолкнула от себя. Правильно!
- Вас тоже толкала?
- Естественно. Она очень много рассказывала о мизансценах дель Монако в "Кармен". То, что ложилось на мой характер, на мое видение образа, я взял.
- А Образцова говорила, что ее Кармен любит Хозе до конца┘
- Говорить она может все, что угодно. Ее Кармен никогда никого не любила. Это передается в голосе.
- Вы ничего не хотели от такой Кармен?
- Хотел?.. Мне нравится постановка вопроса. Когда мне будет 90, мы вернемся к этому разговору┘ Она увлекается более внешней подачей своей роли, она - ярчайший пример школы представления. Для меня же существует только школа переживания. Поэтому у Елены не получилась "Отчалившая Русь" Свиридова, что бы об этом ни говорили.
- А вы ведь первый исполнитель теноровой редакции "Отчалившей Руси"┘
- Вообще первый!
- Поэма Свиридова была написана для Атлантова┘
- Предложена была ему. Год у него пролежала, он потом вернул ее и сказал: "Георгий Васильевич, я этого делать не буду".
- Вам снова очень повезло?
- Я думаю, что повезло и мне, и этому произведению.
- И все же удачливость, счастливый случай, кажется, очень много значили в вашей жизни?
- Счастливый случай в жизни - это то, что я на пути всегда встречал прекрасных людей, которые, как сказал правильно Борис Александрович Покровский, сами того не подозревая, служили моей судьбе. Очень здорово сказано!
- Кто эти люди?
- Многие. Это был начальник Коломенского училища Никитин Василий Кузьмич. До этого был дед в гараже, который учил меня водить машину. Это был и Бойцов Павел Карпович, который привел меня статистом в Драматический театр Маяковского в Норильске, где я пацаном работал и держался за штаны Смоктуновского. Это и маршал Малиновский, который меня уволил из армии - взял на себя риск: я же был офицер┘
- В ГИТИСе встретился Сергей Яковлевич Ребриков, который вернул мне мой голос обратно после того, как через год занятий с одним очень "умным и всезнающим" педагогом я потерял голос начисто. Потом это встреча с Галиной Вишневской, с Ириной Архиповой, с Ренато Пасторина, моим педагогом в Италии. Как ни странно, я благодарен судьбе за то, что на моем пути были другие тенора моего поколения.
- Да, о вашем соперничестве говорили┘
- Для меня соперник единственный в мире - это я сам, то, что я сделал. И каждый певец - соперник сам себе, потому что каждый певец, каждый голос - это, как говорит Ирина Константиновна, цветок неповторяющийся.
- Вы ощущаете, что, кроме художественного, у вас еще и сильный жизненный талант?
- Я как-то раньше об этом не думал, но вот Борис Александрович Покровский, мой великий учитель, написал в предисловии к моей книге одну великую штуку: "как раньше говорили, создатель жизненной карьеры". После этих слов я стал задумываться о том, что вы сказали.