- КОГДА мы только организовывали "Подиум", мы говорили о том, что профессию педагога необходимо поднять на должную высоту. Поэтому мы сразу отказались от принципа отбора фестивальных спектаклей. Педагоги выбирают сами. Если выбрали неинтересный - значит, сами такие. А если яркий - значит, понимают, что такое хорошо, что такое плохо. На завершающей фестиваль конференции звучали разные мнения, оценки, выступали критики, педагоги. Каждой школе важно услышать что-то о себе, необязательно похвалу, разбор куда важнее. Для меня главное - студенческий праздник окончания института. Поэтому у нас нет ни призовых мест, ни различных номинаций. Мы не делим детей на бедных и богатых, на белых и черных. Мы вручаем всем приз за участие.
- Чем отличается нынешний "Подиум"?
- Этот "Подиум" был особенный - жуткая интенсивность: ну нельзя в 10 дней просмотреть почти 60 спектаклей! Интересно заявила себя молодая режиссура: раньше были педагогические постановки, а в этом году - и работы молодых режиссеров. Еще могу сказать точно - заметно вырос уровень дипломного спектакля. То, что мы видели на первых смотрах, порой бывало, вообще нельзя было назвать спектаклем. А сейчас есть высокопрофессиональные постановки, которые могут соперничать со "взрослыми" театрами. Это и "Нискавуори" Вуолийки студии Национального театра Карелии при Петрозаводской государственной консерватории, "Недоразумение" Камю университета "Дель Валле" из Колумбии, прекрасны спектакли новых "фоменок" из РАТИ.
- А что огорчило?
- Не спектакли. В этом году мы совпали с театральной Олимпиадой, и они (организаторы и руководители) снизошли до того, что нас присоединили к своим программам. Но - не пришли даже на открытие. Были заняты Стрелером, Уилсоном. Председателя СТД Александра Калягина я трижды просила прийти и поздравить участников. Увы... А Михаил Ульянов в свое время приходил.
- Вы единственный ветеран "Подиума"?
- Нет. С самого начала председателем оргкомитета стал Олег Табаков. Он, несмотря на свои седины, прекрасно существует в нашем молодежном движении. В этот раз он, уезжая на гастроли, даже поменял билет на более поздний рейс. Все уехали, а он один остался для того, чтобы прибежать на открытие. И студенты всю жизнь будут помнить, что их приветствовал Олег Табаков, великий русский актер. Много лет принимает участие в подготовке фестиваля София Мурадалиева, сотрудник Министерства культуры РФ. Мы все - фанаты своего дела.
- "Подиум" устраивается раз в два года. Это значит, что кто-то из дипломников не попадает на фестиваль...
- Каждый год - боюсь, сил у меня не хватит. Но для российских вузов мы сделали в прошлом году фестиваль в Ярославле. А этот - международный. Подобных фестивалей в мире три. Первый организован в Словакии. Мы - вторые. Третьим стал фестиваль в Потсдаме немецкоязычных стран. Вот он проводится каждый год. Но у них условие: играют только один час, своего рода сгусток спектакля. По-моему, это неправильно. Мы должны сердце "разорвать" до конца на "Братьях Карамазовых" (РАТИ), идущих три часа. Кстати, гамбургская Высшая школа музыки и театра показала свой часовой "Трамвай "Желание" Уильямса (у них он называется "Greedy"), и это было хорошо.
- Но, может быть, уменьшить количество спектаклей?
- Одна Москва может дать около 50 спектаклей. А не включать столицу - на кого тогда ориентироваться? Мы и так схитрили. Почти все спектакли курса Петра Фоменко включили в офф-программу. Но, несмотря на то что спектакли часто шли в одно время, залы были все равно переполнены. В этом году мы отказали испанцам, еще пяти школам. Не хватает площадок, денег. А иностранцы едут и едут. И США, и Мексика, и Великобритания. Впервые приехали студенты из Молдовы, последний курс Вениамина Апостола. Пиком фестиваля были уроки Андрея Дрознина.
- Но были, наверное, и внетеатральные сюжеты?
- Еще какие. Ребята из Грузии вдруг стали задавать своим преподавателям "детские" вопросы: "Почему у нас пишут, что нас не любят русские, когда это не так? Почему мы не любим русских, когда они нам так нравятся?" Наш "Подиум" сделал гораздо больше, чем любой политик. Ребята здесь ощутили тепло, единение.
- Что вас поддерживает все эти 14 лет?
- Принцип, что нет людей второго сорта, что никто не обижает людей. Потому что все талантливы: и педагоги, и студенты. У каждого своя тема. Для меня "Подиум" - праздник окончания института. Мы играем в театр. Тема благородная, ироничная, очень веселая и теплая. А если есть спектакли чуть хуже, чем нам хотелось? То мы и в профессиональных театрах видим не лучше. Есть одна большая тема - люди высокого ранга, громко говорящие о будущем театра, о студентах, которые и есть XXI век, не нисходят до того, чтобы их поздравить. В нашем "Подиуме" нет шелухи, ненужного. Это чистый жанр.