0
820
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Перепутье замыслов

Тэги: лопушанский, кино, фестиваль, кинотавр


В ПРЕДДВЕРИИ грядущего "Кинотавра" в бывшем Госкино прошел показ нового фильма Константина Лопушанского "Конец века". Данному режиссеру вообще свойствен эсхатологизм, и само название картины уже очень многое говорит о содержании. Мотив апокалипсиса решается здесь на сравнительно современном материале. Беря за основную точку отсчета октябрьские события 1993 года, режиссер концентрирует наше внимание на проблемах разрушенного российского универсума, когда у многих людей возникает гибельное ощущение полного разлада с окружающей действительностью. Происходит потеря родного дома - в глобальном смысле. А на созидание нового дома - тоже в глобальном смысле - сил уже нет.

Все еще молодая женщина Ольга (Светлана Свирко) уехала в Германию и работает там на телевидении. А ее мать Мария Николаевна (Ирина Соколова) упорно не хочет присоединяться к дочери, остается одна в России, влачит убогое существование, пребывает в длительной депрессии. Не может смириться с гибелью любимого человека, убитого во время волнений осени 1993 года. Ольга привозит мать в Германию, чтобы оттуда поехать с ней в уникальную польскую психиатрическую клинику, где Марию Николаевну могут излечить от нестерпимой внутренней дисгармонии. Но исцеления не происходит. И, окончательно разругавшись с дочерью, вернувшись домой, одинокая женщина наконец совершает самоубийство, к которому ее уже давно тянуло.

В Германии - эффектные интерьеры частных коттеджей и телестудий, оборудованные по последнему слову техники и дизайна. В Польше - шум бушующего моря, стихия ветра, зеленые рощи, внимательные медсестры и загадочные профессора медицины. В России - грязь и разруха на улицах, хамоватые прохожие, равнодушные мелкие чиновники и нищающие пенсионеры. Но тянет именно в Россию. Жить в эмиграции в Западной Европе - это вполне возможно, но там не хочется даже умирать. Жить в России - единственное, чего по-настоящему жаждет душа, но это невозможно. Зато есть решимость там хотя бы умереть. Такая получается концепция.

Лопушанский возвращается к извечной теме российского искусства - духовным исканиям. Заменяет поиски смысла жизни переживанием отсутствия этого смысла. А вот создать эстетическую материю, адекватную заявленной теме, оказывается делом сложным. Если бы история отчуждения людей и мира была рассказана с подробным погружением в душевное состояние героев... Если бы психиатрические процедуры, показанные в "Конце века", не были столь примитивны. А то якобы разбирающийся в психологии доктор раздраженно орет рыдающей пациентке: "Ну скажите, зачем вам помнить все эти кошмары? Ведь это ужасные воспоминания! Зачем они вам?" После такого лечения вряд ли на душе станет легче┘ Если бы огромные куски хроники 60-х годов, перетекающие в игровые эпизоды воспоминаний, объясняли психологию героев, а не рисовали вполне традиционную атмосферу юношеской эйфории шестидесятников┘ Если бы идеологическое противостояние демократки-дочери и защищающей некий "старый мир" матери не было столь банальным и при этом невнятным┘ В общем, могла бы выйти хорошая картина.

Но "астеническая" атмосфера не подкрепляется сюжетом, который повествует совсем о другом. Выясняется, что у Ольги, которая тоже когда-то лечилась в клинике, был роман с прославленным светилом психиатрии, Станковским. (Его играет Роман Виктюк, и эта единственная органичная актерская работа оттягивает на себя все внимание.) Потом доктор забыл об Ольге. А теперь его выставляют из клиники, так как он перестал пользоваться успехом у пациентов. Почему - остается совершенно неясно. Ольга же привозит свою мать не к нему, а к другому, молодому и преуспевающему психиатру. Тем самым она мстит бывшему кумиру и возлюбленному. А мать - повод и деталь мести.

Это уже драма жестокосердия и комплексов отринутой женщины, почти стриндберговская война полов. Весьма увлекательная энциклопедия женских обид и мужских амбиций на все времена, вне зависимости от политики и экономики России или Германии. Жаль, что это кино существует в "Конце века" будто само по себе. Поведение героини, как и сущность личности Станковского, не получает со стороны режиссуры никакой эстетической или этической интерпретации. В сценарии Лопушанский оказывается гораздо более емким и динамичным сочинителем, чем в режиссуре. Использовать самые драматичные линии собственного сюжета Лопушанскому не удается. Как режиссер он продолжает мыслить совсем не сюжетно, в стиле и ритме медленного, трудного для восприятия внежанрового кино, снятого вообще отнюдь не для удовольствия. Совсем нечего делать в "Конце века" Александру Балуеву, играющему немецкого журналиста и бойфренда Ольги. На умного и сильного героя Балуева, талантливо изображающего немецкий акцент, все равно смотреть приятно и интересно. Но, во-первых, в сценарии для него не придумано собственной линии, а во-вторых, он здесь единственный нормальный человек. Лопушанского же интересуют ненормальные.

С одной стороны, режиссер стремится сделать масштабный и вычурный фестивальный "проект", с зарубежными съемками, с участием модных и даже скандальных звезд. С другой стороны, пытается сказать все самое важное о самых болезненных темах современности. Обнаруживается, правда, что за время съемок они успели стать скорее историей. И наконец, даже у такого "антиразвлекательного" режиссера, как Лопушанский, косвенно и непоследовательно проявляется движение в сторону триллерного психологизма. Как сказал на пресс-конференции сам режиссер, сейчас он заканчивает работу над сокращенной телеверсией "Конца века". Поскольку представить этот фильм идущим в кинотеатрах и собирающим пускай и небольшую аудиторию совершенно невозможно, остается дождаться телепоказа и посмотреть, какая из линий сценария будет лидировать после авторского сокращения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
557
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2282
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1502
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1131

Другие новости