ПРАВДА, всего на три дня - с 27 по 29 апреля. В шесть часов вечера в пятницу выступлением Симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который под управлением Николая Алексеева исполнил "Шехерезаду" Римского-Корсакова, в португальской столице открылся "Праздник русской музыки". В эти дни в Культурном центре Белем пройдут 132 концерта русской музыки, в которых принимают участие известные оркестры, капеллы, ансамбли и музыканты из России, Франции и Португалии.
В семи залах главного культурного центра Лиссабона выступят оркестр "MUSICA VIVA" под управлением Александра Рудина, хор Русской патриархии под руководством Анатолия Гринденко и Капелла Санкт-Петербурга. Здесь также можно будет послушать классическую музыку в исполнении почти двух десятков российских музыкантов и певцов, среди которых пианисты Владимир Крайнев, Николай Луганский, Алексей Еремин и Борис Березовский, виолончелисты Александр Князев, Александр Рудин и Наталия Гутман, скрипачи Дмитрий Махтин и Кирилл Трусов.
Нужно сказать, что своим рождением трехдневный "Праздник русской" музыки в Лиссабоне обязан музыкальному фестивалю "Сумасшедший день" (Folle Journee), который проводится с 1995 года в Нанте.
В прошлом году в Лиссабоне прошел первый "Праздник музыки", посвященный Баху. Успех и кассовый сбор от концертов превзошли все ожидания. В этом году организаторы фестиваля поставили перед собой задачу сделать его "более продолжительным, более разнообразным и более амбициозным". И, кажется, это им удалось. Ровно за месяц до начала "Праздника русской музыки" в продажу поступило 46 тысяч билетов на 132 концерта.
"Мы не ставим перед собой задачу побить все рекорды. Но надеемся, что идем навстречу пожеланиям широкой публики. Наш долг - дать людям возможность встретиться с настоящей музыкой", - говорит Мигел Лобу Антунеш, один из руководителей центра.
Все концерты рассчитаны на 45 минут, так же как это было и в прошлом году на фестивале музыки Баха. Однако в этом году музыкальный праздник будет длиться почти три дня, что даст возможность значительно увеличить число концертов. Билет в главный концертный зал, названный именем Пушкина, стоит 5 долларов, а в другие шесть (им. Достоевского, Толстого, Чехова, Тургенева, Гоголя и Маяковского) - по два с половиной доллара за один концерт. За 20 долларов в кассах можно купить и "сквозной" билет на целый день. Многие лиссабонцы предпочли приобрести именно такие билеты.
Бюджет нынешнего "Праздника музыки" определен в 750 тыс. долларов. Большую часть средств (60%) выделил Европейский союз, а остальные деньги поступили от меценатов, а также от португальских и французских культурных учреждений и фондов. Все это позволило составить программу исполнения произведений 25 российских композиторов. Понятно, что на первом месте музыка Чайковского и Шостаковича, Римского-Корсакова и Прокофьева, Рахманинова и Стравинского.
"Русские создали одну из самых удивительных и наиболее доступных музыкальных школ ХХ века. У них нет трещин между композиторами: все они говорят на одном музыкальном языке и между ними имеется очень интересная смычка", - заявляет Ренэ Мартэн (Rene Martin), основатель и художественный руководитель музыкального фестиваля в Нанте. Он же и художественный руководитель ежегодных "Праздников музыки" в Лиссабоне. Нужно отдать должное и организаторским способностям Ренэ Мартэна. Француз сумел договориться о проведении в 2002 году музыкального "сумасшедшего дня" также в Бильбао.
Столичная "Кинотека" с 18 по 26 апреля провела цикл "Музыка советского кино". В него вошли фильмы "Александр Невский", "Борис Годунов", "Иван Грозный", "Евгений Онегин", "Князь Игорь" и другие.
Лиссабон