CВОЙ двойной юбилей Нина Архипова будет отмечать на большой сцене Театра сатиры. Вахтанговка по школе, она окончила Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина в 1945 году. Не оттуда ли, не из страшной дали лет, душевный свет и жизнерадостность, жизнестойкость актрисы?
На удивление гармонической представляется жизнь Архиповой. Всегда (или почти всегда) много интересной работы: в театре, в кино, на телевидении. Большая, счастливая, любящая семья. Обожаемый муж - друг и партнер, знаменитый московский красавец, народный артист СССР Георгий Павлович Менглет.
Между тем жизнь молодой Архиповой вовсе не была ни безоблачной, ни счастливой. Рано осталась сиротой (и оттого всегда мечтала о большой семье, о детях). От первого - неудачного - брака родилась дочка Наташа. Архипова вышла замуж за писателя Бориса Горбатова. Появились мальчик и девочка-двойняшки, но через год уже тяжко болевший Горбатов умер. С тремя малыми детьми на руках, со свекровью, которую почитала за мать, актриса Архипова работала бесконечно, неустанно. И это удивительно - не старела, невероятно долго оставалась юной женщиной, набирала силу и блеск актерского мастерства.
"Гениальный ухажер", "неотразимый шармер" - очарователь Георгий Менглет, у которого была семья, достойная жена и дочь (ныне известная актриса - Майя Менглет), который славился в Москве бесконечными романами, "взял", как говорилось встарь, Архипову-вдову с тремя детьми. И - остановился, "запнулся" на ней. Кончились "лирические отвлеченья". По общему признанию, Нина Архипова принадлежала к числу прославленных вахтанговских красавиц. Ведь вахтанговское направление - это еще и обязательная "мета" красоты.
Ее, ученицу легендарной вахтанговской Турандот - Цецилии Мансуровой, заметил и отметил Рубен Симонов. После Галины Пашковой, после Людмилы Целиковской он дал Архиповой, еще студентке, роль Денизы - Мадемуазель Нитуш. Принятая в вахтанговскую труппу, в спектакле "Великий государь" она строго и умно сыграла жену Ивана Грозного - царицу Марию Нагую.
Женственная и нежная, не общественница и не оратор, начисто лишенная агрессивности, она и сама была умна. Недаром, поступая во все театральные училища разом: и в ГИТИС, и в Шепкинское, и в Щукинское, всюду принятая, она еще и умудрилась выдержать огромный конкурс на юридический факультет МГУ. Хрупкая, она обладала и обладает сильным характером. С ней любили беседовать умные мужчины.
Настоящая, главная, большая актерская жизнь Архиповой состоялась в Театре сатиры. Ей посчастливилось прийти сюда в годы режиссерского расцвета Валентина Плучека. Среди звезд и "первостепенных актерских величин" он помог ей найти собственное место, "свою нишу". Пожалуй, она и отличалась от талантливых женщин плучековской труппы. Они были интенсивны, ярки, порой - чрезмерны. Почти у каждой имелась собственная "маска". Даром Архиповой была "акварель", прозрачность и свечение акварели.
Вполне земная, на сцену специфического-комедийно-сатирического и трагифарсового в те годы Театра сатиры Архипова несла свою женственность и нежность, свою (обманчивую) слабость. Она стала участницей знаменитых "Клопа" и "Бани", которыми Плучек возвращал на советскую сцену полуизгнанного Маяковского. Париж, куда в 1964 году ездил на гастроли Театр сатиры и где феерический успех пережил великий, скромный и несчастливый Владимир Лепко - Пьер Присыпкин, видел ее: фосфорическую женщину ("Баня") и работницу Зою Березкину ("Клоп"). В "Посланнице из будущего" Нина Архипова не играла ничего потустороннего, запредельного. Просто выходила на сцену милая женщина в строгом элегантном костюме и слушала людей, желая вникнуть, помочь, ободрить, понять. А в молоденькой Зое жила и мучила вечная женская драма обманутости, униженности, а потом - преодоленье боли, радость возвращения в жизнь.
Легкая, изящная комедийность Архиповой дополняла и оттеняла комедийность мощную, гротескную, которую утверждал ее Театр сатиры. Так было, например, в архиповской Кате-фее ("Поцелуй феи"), реальной милой девушке и - светлой мечте. В роли леди Хизионы ("Дом, где разбиваются сердца" Бернарда Шоу), принятой от первой исполнительницы - Лидии Сухаревской, был виден изящный и тонкий ум Архиповой, проступала подлинная "порода". Никого не повторяя, она по-своему сыграла проститутку Иветту в "Мамаше кураж" - бесстыдную и расчетливую, сердечную - в общем, несчастную и сложную, как в старой Европе и в наше время сложна жизнь женщины. В "Гнезде глухаря" вместе с Анатолием Папановым она проникновенно и точно сыграла маленькую "будничную женщину". В роли Валентины Дмитриевны она сыграла драму матери и драму жены.
Выдающиеся мастера сатиры - Лепко, Папанов, Пельтцер, Миронов и другие - с удовольствием работали с Архиповой. Ее - воспитанную, доброжелательную, веселую - с готовностью занимали в своих спектаклях Плучек, Марк Захаров, Александр Ширвиндт.
Театральная актриса, она снималась в кино немного, но всегда у лучших наших режиссеров: Барнета, Михалкова, Ролана Быкова, Полоки. И 1 мая 2001 года она не собирается сидеть в почетном юбилейном кресле и принимать поздравления. Она в этот вечер будет делать то, что делала всю свою счастливую и праздничную жизнь, - играть в спектакле "Восемь любящих женщин".