0
5889
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2001 00:00:00

Девушка на перепутье

Тэги: павлов, пьеса, кино, островский


павлов, пьеса, кино, островский

РЕЖИССЕР Юрий Павлов завершил работу над картиной "Дикарка". Пьеса эта (значится как комедия) была написана в 1879 г. Островским и Соловьевым. В старой России "Дикарка" была запрещена для постановки в народных театрах как пьеса аморальная, - тем не менее ее с удовольствием играли лучшие русские актрисы. В 1913 г. Владимир Гардин поставил фильм по этой пьесе, ставший одним из знаменательных событий русского немого кино еще и потому, что главную роль (Вари Зубаревой) блестяще сыграла Алиса Коонен. Но картина, к сожалению, в Госфильмофонде не сохранилась. А вот новая "Дикарка" скоро выйдет на широкий российский экран.

В роли Вари Зубаревой снялась Даша Мороз, Ашметьева сыграл Сергей Шакуров, его жену фермершу Марью Петровну - Ирина Розанова. В фильме также участвуют Сергей Никоненко, Нина Усатова, Валерий Дегтярь. Художник - Вера Зелинская, оператор Игорь Клебанов. Специально к этой картине музыку написал Исаак Шварц. Режиссер Юрий Павлов (он известен нам по фильму "Сотворение Адама") после своей новой работы окончательно перешел из кинокритиков в кинорежиссеры.

- Юрий, сохраняется интрига, связанная с этой пьесой как запрещенной. В чем же ее аморальность, которая стала поводом для гонений?

- Отношения между стареющим мужчиной (если вычислять его возраст, то ему под 60) и 18-летней девочкой, отвергающей жениха и еще одного сравнительно молодого человека из-за любви к пожилому господину.

- И как выглядит у вас любовь молодой девушки и пожилого господина?

- Главная героиня - Варя Зубарева, которую все считают дикаркой и дурочкой, сама о себе говорит: "Меня воспитала природа". И именно главный герой, пожилой Ашметьев, проявляет к ней интерес, он, в отличие от окружающих, видит Варину уникальность и неповторимость. Но вот способен ли 60-летний мужчина пылко ответить на порыв страсти юной девушки? На этом и строится сюжет. Хотя по жанру пьеса определена как комедия, она пронизана трагическим мироощущением - уходящая эпоха, уходящий класс. В этом смысле Островский - предтеча Чехова. Именно в "Дикарке" он ввел в обиход понятия "новые русские люди" и "старые русские люди".

- Более ста лет прошло с момента написания пьесы. Неужели в конце ХХ века не нашлось более достойного текста, который можно было бы экранизировать?

- Современные тексты в основном отражают проблемы сиюминутные. А мне неинтересно заниматься социальным обличительством и вставать на прокурорскую позицию, я ищу в любом материале позитивный взгляд и более общие проблемы. Пьеса Островского дает возможность не сталкивать лбами новых и старых русских, а показать, как несчастливы и те, и другие. У Островского смысл не в противопоставлении двух мировоззрений, а в поисках гармонии и единения. Мы с художником по костюмам решили перенести действие на 10 лет ранее, поэтому оно происходит в пореформенной России, что для нас принципиально. Все коллизии и социальный контекст сохраняются. Большое внимание мы уделили женской моде. В 70-х годах XIX века носили кринолины, а уже после 70-х появились турнюры. Отнесение времени действия к 70-м годам позволило привнести в картину стилистику Борисова-Мусатова: этот художник творил на рубеже XIX-XX веков, но своих женщин облачал в платья с кринолинами. Борисов-Мусатов предпочитал пастельные - розовые, голубые, персиковые - тона, ярких красок вы у него не найдете. Съемки проходили в Щелыкове, в усадьбе Островского. Сохранился и дом, и интерьеры, которые он описал в пьесе. Так что дивная щелыковская природа, линия моды и цвет продиктовали единое стилевое решение и свет кадра.

- Припомнив вашу первую картину "Сотворение Адама", замечу, что там была попытка выхода если не в мистическое, то в метафизическое пространство. Есть ли здесь подобный эксперимент?

- Я рад, что у меня была возможность сделать по-настоящему русское кино о русском национальном характере. Как в любой классической вещи, в "Дикарке" Островского есть некая загадка, которую можно по-разному разгадывать. В основе реалистической и бытовой пьесы лежит фольклорное начало. Кто герой русских народных сказок? Иванушка-дурачок (дурочка, дикарка), который есть воплощение русского национального характера. С другой стороны - момент перепутья, где отчетливо просматриваются фольклорные мотивы. Перед девушкой три дороги. Вершинский - богатый чиновник из Петербурга, сосватанный папой. Мальков - новый русский. Он демократичный и деловой человек. И Ашметьев - весь из себя эстет, ездит за границу, ему наскучила жена, постоянно живущая с мамой в поместье. Человек он образованный и высокой культуры, но совершенно бесполезный. И вот в течение нескольких дней Варя ради него отвергает и жениха, которого навязывает ей папа, и молодого помещика, с которым у нее уже складывались отношения. Все это, подчеркну, - во имя большой любви, потому что именно любимый человек разбудил ее душу и заставил поверить в свою ценность. Сюжет, однако, заканчивается хеппи-эндом с точки зрения обывательского сознания: девушку увозит богатый Мальков, приговаривая, что через год-два купит усадьбу любимого вместе с парком. Так что Варю ждет сытая обеспеченная жизнь с молодым и красивым. И зачем ей, спрашивается, старый, живущий за границей и выпавший из времени, который и себя-то найти не может?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1999
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1274
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
943
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1246

Другие новости