МЕЖДУНАРОДНЫЙ камерный фестиваль "Кремль музыкальный" инициирован и организован Международным благотворительным фондом Николая Петрова. Этим апрелем он естественно вписался в то красочное многообразие, которое являет собой музыкальная жизнь столицы сегодня: только за последнее время были отмечены юбилеи Большого театра и Большого зала консерватории. Как не вспомнить здесь и о многих впечатляющих концертах, не связанных с громкими датами? Народу в залах всегда много или очень много. И, быть может, в этом контексте акцент на фестивале "Кремль музыкальный" мог бы показаться чуть странным. Но не вызывает сомнений и другое. Во-первых, речь идет о новом явлении. А все, что в нашей безумной жизни, отрицающей созидание, происходит со знаком плюс, - безусловно, достойно самого пристального внимания┘ Фонд Николая Петрова сложился 3 года назад. Это вообще в высшей степени примечательный факт - создание благотворительных фондов знаменитыми нашими российскими музыкантами: Крайневым, Спиваковым, Башметом. Они субсидируют конкурсы молодых, следят за их продвижением в большую артистическую жизнь, финансируют их концертную деятельность, записи... Главная цель создания Фонда Николая Петрова и проведения фестивалей - поддержка юных музыкантов, открытие новых имен. Поддержка эта абсолютно конкретна: многие молодые артисты получают стипендии фонда (по рекомендациям руководства учебных заведений) и обязательно - гонорары за каждое выступление. Петров стремится к тому, чтобы юные музыканты чувствовали и знали: их труд нужен России - и не рвались в поисках заработка за рубеж.
Музыка в Кремле звучит с 1994 года. Инициатором "омузыкаливания" нашей зодческой святыни стала Эльвира Демина, по своей должности отвечающая за концертную жизнь в Кремле. Но единичных концертов ей казалось мало. И Николаю Петрову для осуществления его целей тоже хотелось создать что-то собственное внутри потока московской музыкальной жизни. Стремления Деминой и Петрова сошлись приблизительно в одно время: в 2000 году родился фестиваль "Кремль музыкальный". Теперь он уже вторично проходил в Оружейной палате - в зале Русского серебра. В зале всего около 150 мест, но благодаря оперативным телепередачам аудитория многократно расширяется.
Прошло 7 концертов. Звучала русская и европейская музыка старых мастеров, романтиков, авторов XX века. Фестиваль был очень тщательно подготовлен - и с точки зрения организации, и творчески. Все - и признанные мастера-солисты, и никому пока еще не известные молодые музыканты, и Квартет имени Шостаковича, и "Русская Камерата" под управлением Вячеслава Трушина - выступали достойно, и каждый по-своему украсил фестиваль┘ Открылся он сольным выступлением молодого пианиста Александра Гиндина, широко известного уже и в России, и во многих странах мира. На фестивале его игра -виртуозная, раскованная - снискала заслуженный успех. Впечатляюще прозвучал Второй фортепианный концерт Сен-Санса в транскрипции для фортепиано соло Бизе. Впервые выступила на фестивале "Кремль музыкальный" с благотворительным концертом корейская пианистка Ли Ен Ин, соната американского композитора Барбера стала самым ярким фрагментом ее программы. Целый день был отдан стипендиатам Фонда Петрова. Многие из них, безусловно, творчески перспективны. Последней выступала студентка Московской консерватории, ученица Петрова Полина Беспалько. Она и стала самой яркой приметой этого дня, исполнив по-мужски сильно и в то же время пластично, изящно концертную фантазию Моцарта - Листа "Воспоминания о "Дон Жуане". Интересно было слушать молодого польского пианиста Кшиштофа Броя (протеже Петрова, "открывшего" его на одном из международных конкурсов). Он играл и в прошлом году, на первом фестивале "Кремль музыкальный", выступал в Большом зале Московской консерватории. На нынешнем фестивале его трактовки Фантазии Моцарта до-минор и особенно соната Скарлатти (по форме, по звучанию) показались необычными, но и достаточно убедительными. Это было очевидно по реакции слушателей. Затем в тандеме с маэстро выступал скрипач Дмитрий Коган - внук знаменитого Леонида Когана. Концерт Мендельсона для фортепиано, скрипки и струнного оркестра, незадолго до этого сыгранный ими же в Большом зале Московской консерватории и тоже в высокопрофессиональном сопровождении "Российской Камераты", доказал очевидное: знаменитая династия продолжает жить. В заключительном концерте прекрасную форму, как всегда, демонстрируют Квартет имени Шостаковича и сам Николай Петров. С участием кларнетиста Евгения Петрова звучат практически неизвестный квартет # 2 до-минор (неоконченный) Рахманинова, квартет фа-мажор Равеля, Увертюра на еврейские темы для кларнета, струнного квартета и фортепиано Прокофьева и Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Николая Капустина, присутствовавшего на концерте. В его Квинтете очевидно слышны элементы джаза, в котором Капустин достаточно известен. Исполнители точно передали дух этой своеобразной музыки, соединяющей "академию" и "джаз". Однако все же не стоило превращать отдельные программы в концерты-лекции: поток музыки, да еще в рамках фестиваля - самодостаточен и не требует лишних слов. Кроме того, отрывочные и поверхностные данные из биографий исполняемых авторов ничего не открывали, минуя внимание профессионалов, меломанов, не затрагивая их сознания и не оставаясь в памяти. Но самое главное - фестиваль состоялся и продолжается.