ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ, как и все другие, Семен Спивак ставил долго и тщательно. Собственно говоря, работу начинал режиссер Андрей Дежонов (что и отражено в программке) с актрисой Ириной Полянской, а в финале ее подхватил главный режиссер театра уже с Региной Щукиной. Так что вопрос: почему режиссер именно сейчас решил ставить эту пьесу? - задавать как-то некорректно. Ясно, что ему пришлось "доводить" постановку молодого коллеги. Хотя после спектакля вопрос этот возникает, и ответ на него найти довольно сложно. Даже если учесть, что на фоне сегодняшних событий текст пьесы звучит удивительно актуально. Почему все люди - от простолюдина до короля - подчиняются этой Жанне? Одной юношеской горячности тут явно маловато. Это достаточно спорная роль - всего лишь вторая в жизни главная роль для ученицы Спивака - молодой актрисы Регины Щукиной. Она играет девчонку из народа, отнюдь не одержимую дяволом или движимую божественным провидением, а руководствующуюся банальным здравым смыслом. Ну, конечно, "голоса" она слышит, но в реальности это происходит, или это лишь ее детская экзальтация - разобраться сложно. Если нужно кого-то убедить, то доводы она находит точные и емкие, как рекламный слоган (недаром Ануй в юности занимался рекламой), примерно так: ты умный, красивый, талантливый, поэтому должен сделать именно так, а не иначе. "Главное - "отбояться" первым, еще до сражения", - учит она короля-ребенка Карла (одна из удачнейших ролей Сергея Барковского), напрочь лишенного мужества и играющего на троне в бильбоке. В тяжелые минуты, когда ее бьют или обижают, она не просто падает на землю, а припадает к земле, будто черпая от нее силу жить и смелость говорить. Вообще нужно сказать, что во многом благодаря изумительным декорациям Эмиля Капелюша спектакль оказался метафоричен и многозначен и в своем режиссерском решении. Зрителю есть о чем задуматься. На сцене - то ли органные трубы полифонического действия, то ли колоннада дворцового зала, то ли клетка бытия, сквозь прутья которой прорывается Жанна. На одной из колонн висит кукла в воинском одеянии и в терновом венце, вероятно, сама Жанна, чья судьба роковым образом уже предрешена. Два колеса у задника сцены - огромное красное "колесо смерти", страданий и разрушений - и поменьше белое, похожее на колесо сельской мельницы или крестьянской повозки - будто два глобальных символа времени. Жизнь страны остановилась, или даже - время истории не движется. Одно, красное, будто кровавый путь большой истории - пожарищ, катастроф и войн. В финале Жанна всеми своими силами, упираясь руками и ногами, пытается сдвинуть с места это зловещее колесо и в конце концов отгоняет его ценою своих мук и смерти. Второе, белое, - символ Франции, застывшей в ужасе от войн и страданий. Его вращает тоже Жанна, но уже с помощью короля Карла, изменяя ход истории. В конце спектакля персонажи застывают в позе остановившихся игрушек, все они марионетки, сыгравшие свои роли в заранее расписанном сценарии жизни. Действующее же лицо должно действовать - совершать поступки, изменяющие течение истории, иначе оно становится лицом бездействующим, уныло плывущим по течению и не способным ничего изменить. Именно о лице действующем получился этот спектакль - о простодушной девчушке Жанне, вначале беспечной и свободной, как жаворонок, а в финале уже сознательно всеми своими силами двигающей вперед колесо истории.
Санкт-Петербург