ПОРЯДКА 300 человек работает в художественно-постановочной части Большого и занято монтировкой декораций, установкой света, проведением репетиций, обеспечением техники безопасности┘ Примерно столько же сотрудников 71 специальности в художественно-производственных мастерских - "уникальном комбинате, на котором создается сценическое оформление спектакля". В их честь и провели "бенефис" (раньше это слово указывало на цель сборов) из оперы Рахманинова "Франческа да Римини" и 2-го акта "Спартака" Хачатуряна с участием лучших солистов. Переключенным на оформительско-постановочную силу Большого вниманием продукция театра воспринималась более снисходительно. А когда в антракте раскрылся занавес и на глазах публики отвозили башни на колесиках, разбирали помосты и основанные на полых каркасах детали интерьера, подумалось: вот она, еще живая романтика театра. Творческий уровень Большого падает, но традиция шикарного сценического действа, видимо, покинет его стены последней. Это подтверждает и единственная художественно сильная акция Большого в юбилейный сезон - выставка в Манеже декораций и костюмов, нетлеющей части большого духа.
"Спартак" в плане постановочных эффектов аскетичен: обстановку меняют попеременно опускающиеся задники с нарочито условной живописью Симона Вирсаладзе в актуальной для 60-70-х манере. Самый выразительный штрих оформления - прозрачный черный покров, раскинутый над сценой и периодически обрушивающийся вниз, как удар судьбы. Шедевр начала "застоя" по-прежнему производит впечатление цельностью своей эстетики, а новое поколение танцоров придает своим героям современные качества: не по возрасту решительная девочка Фригия (Элина Пальшина), спортивно-холодная длинноногая Эгина (Мария Аллаш). Сдержанная пластика Дмитрия Белоголовцева наводит на мысль о незаурядном интеллекте вождя восставших рабов.
"Франческа да Римини" сочинена и поставлена Рахманиновым ровно сто лет назад в период его недолгого пребывания главным дирижером Большого. В нынешнем спектакле Бориса Покровского соединены в единый призрачный мир "второй круг" дантова Ада и быт богатой обстановки ренессансного дома, где чтение рыцарского романа и подтолкнуло героев к наказуемой любви. Яркие пурпур, охра и лазурь - в пятнах костюмов, разложенных драпировках. Полыхает тряпичное пламя "круга ада" на заднике; умершие души под мрамор скульптуры, застывшие живые композиции светских сюжетов: мучения святой, исповедь у кардинала, отрубание головы, - особенно стража сияет яркими костюмами; металлоподобные башни с ранних итальянских икон; подсвеченный "дым" клубами и свет из пола, от которого "вспыхивает" хитон Данте┘ Решение художников Сергея и Татьяны Бархиных воплощали работники многих цехов театра. В центральной роли Ланчотто блистал Сергей Мурзаев, только что прибывший с премьеры "Макбета" у Валерия Гергиева. Павел Сорокин за дирижерским пультом - знаковая фигура в картине разложения оперы Большого. Всегда "недоговаривающий" оркестр, вялый жест полуспящего человека, вызывающий лишь поверхностную "рябь" вместо углубленной проработки оркестровой фактуры, - таков почерк дирижера, в чьих руках сегодня сосредоточен практически весь русский репертуар.