КИНОФЕСТИВАЛЕЙ скоро станет больше, чем конкурентоспособных фильмов. Тем не менее фестивали продолжают размножаться. Сама только что наблюдала премьеру международного кинофестиваля "goEast" в Висбадене. Клаудиа Диллманн (директор), Светлана Сикора (артдиректор) и доктор Ханс Шлегель (руководитель симпозиума) - эта троица методично вкалывала два года подряд. И в конце концов прорубила окно на восток в земле Гессен, в курортном городе, связанном с именем Достоевского, - великий писатель в годы своей страсти к рулетке был завсегдатаем местного казино: памятник русскому гению установлен при входе в парк. Фестиваль отдал дань и другому нашему основоположнику - Пушкину. В Висбадене живет праправнучка поэта Клотильда фон Ринтелен. С ее участием прошла пушкинская панорама с показом российских и немецких синематечных фильмов и нашей анимационной пушкинианы. Родоначальник жанра и его классик Андрей Кржановский присутствовал.
Оригинальный по замыслу и многообещающий новый кинофестиваль мыслит себя не только кинематографическим, но и общекультурным событием с определенной миссией. Он станет нишей для центральноевропейского и евразийского кино, ощущающего свою внутреннюю связь и ориентированного на память о ней в противовес торжествующему ныне духу разрыва и забвения. Собранные в единую коллекцию картины складываются в целостную парадигму социокультурных и эстетических процессов, ждущих исследователей и толкователей.
Член официального жюри Вадим Абдрашитов полагает, что подобный кинофестиваль особенно важен для России - после того как нас практически выдавили из Берлина.
В Висбадене российское кино было представлено в разных программах. На круг получилось с десяток фильмов. Мелодрама "Приходи на меня посмотреть" Михаила Аграновича и Олега Янковского была в конкурсе и удостоилась специального упоминания жюри. В показе участвовали "Русский бунт" Александра Прошкина, "Поклонник" Николая Лебедева, "Про уродов и людей" Алексея Балабанова, две документальные ленты Андрея Осипова - "Занесенные ветром" и "Et cetera". В кавказской ретроспективе помимо картин немого периода можно было посмотреть "Кавказского пленника" Сергея Бодрова, "Ночевала тучка золотая" Суламбека Мамилова, "Холод" Хусейна Эркенова. Событие фестиваля - "Время танцора" Вадима Абдрашитова.
Жюри во главе с Кшиштофом Занусси в течение недели отсмотрело 12 конкурсных фильмов из Азербайджана, Венгрии, Латвии, Польши, России, Сербии, Украины, Узбекистана, Эстонии. Приз за лучший фильм разделили представлявшая Украину Кира Муратова ("Второстепенные люди") и польский режиссер и актер Ежи Штур ("Большой зверь"). Приз за лучшую режиссуру выиграл венгерский режиссер Питер Готар - "Паспорт".
В фокусе фестиваля оказался симпозиум "Образ Другого", проведенный по итогам ретроспективы. В программу вошли раритеты из синематек Германии, России, Украины, а также картины советского и постсоветского периода. Их объединяла общность темы: все они трактуют судьбу Кавказа и кавказских народов до и после Октября. Разумеется, чеченский сюжет занимал докладчиков преимущественно, но трактовался в историко-культурологическом плане. Было договорено не превращать научный симпозиум в политический митинг. Докладчики из Грузии, Украины и России поставили ряд конструктивных вопросов. Почему сюжет кавказского пленника стал архетипическим в русской культуре? В чем феномен культуры Кавказа и кто является ее репрезентантом? Почему армянам (Сергей Параджанов, Роман Балаян) и грузинам (Иван Кавалеридзе) так хорошо работалось на Украине? Материалы симпозиума будут изданы отдельной брошюрой, но по-немецки. Хотя кому отвечать на эти вопросы, как не нам.
Висбаден-Москва