ЧТОБЫ поиграть в рулетку, жители Нью-Йорка вынуждены ехать в специально отведенный для этого ближайший город, в данном случае - Атлантик-Сити. Чтобы посмотреть, как это делают другие, достаточно было побывать на одном из шести премьерных показов оперы "Игрок".
У этого произведения Сергея Прокофьева была не лучшая судьба. Он написал его в 25 лет, после того как побывал вместе с Дягилевым и Стравинским в 1915 году в Париже. Там они пытались убедить молодого композитора, что у оперы как жанра нет будущего в ХХ веке. Прокофьев спустя какое-то время предъявил лучшее доказательство в пользу оперы - он создал своего "Игрока", а основой для либретто послужило одноименное произведение Достоевского. С точки зрения оперного искусства это была своеобразная революция - именно в таком виде, по мнению Прокофьева, опера имела право на существование в ХХ веке. В ней немного арий, любовных дуэтов и хорового пения, зато полный эмоций, страха, садизма, мазохизма, нарциссизма и цинизма речитатив сопровождала удивительно резкая, жесткая и не менее эмоциональная музыка, которая способна передать огромный мир внутренних проблем человека. Первая запланированная премьера в Мариинском театре, назначенная на начало 1917 года, не состоялась - в дело вмешалась настоящая революция. Молодой режиссер Всеволод Мейерхольд и оперные солисты (которые, надо заметить, испытывали определенные трудности, репетируя столь сложные и необычные партии) остались без главного дирижера театра - англичанин Альберт Коатс спешно уехал домой.
Через десять лет Прокофьев и Мейерхольд попытались поставить ее в Москве, но опять-таки безуспешно - она не отвечала идеологии и задачам искусства того времени. Только в 1929 году композитор смог наконец услышать свое произведение. "Игрока" поставили в театре Брюсселя, правда, не на языке оригинала, а во французском переводе. В середине семидесятых, уже после смерти композитора, оперу наконец-то поставил Большой театр, который в 1975 году привозил ее на гастроли в Америку - именно тогда музыка "Игрока" впервые прозвучала на сцене "Метрополитен".
В 2001 году опера была включена в репертуар самого престижного американского оперного театра. Это произошло главным образом потому, что художественный руководитель Мариинки, потрясающий Валерий Гергиев, занял место ведущего приглашенного дирижера "Метрополитен-опера". Авторитет Гергиева настолько сейчас велик в мире оперного искусства, что он мог позволить себе поставить сложнейшего и для восприятия, и для исполнения "Игрока" в одном из самых престижных театров мира (заботящемся, кстати сказать, о популярности своего репертура).
Партии главных действующих лиц исполнили в основном российские певцы - Владимир Галузин (Алексей), Ольга Гурякова (Полина), Ольга Савова (Бланш), Сергей Алексашкин (Генерал), Николай Гассиев (Маркиз). Партию англичанина Эстли Гергиев доверил канадцу Джону Фэннингу. Знаменитую нашу Елену Образцову сегодня можно увидеть на сцене не так часто, но зрителям "Метрополитен" повезло - она исполнила роль Бабушки.
Грузинский и одновременно питерский режиссер Тимур Чхеидзе уже имел успешный опыт сотрудничества с Гергиевым в Мариинке, поэтому вполне очевидно, что он стал режиссером "Игрока". Но для кульминационной сцены оперы в Нью-Йорк был специально приглашен Валентин Гнеушев, более известный как режиссер-постановщик цирковых программ. И крупье, который расхаживает по огромному игорному столу, временами действительно напоминал дрессировщика цирка. Главной задачей Гнеушева было сделать динамичную сцену, чтобы создать атмосферу казино, в котором за секунды может измениться чья-то судьба. Игроки, в данном случае солисты хора "Метрополитен", поражали своей колоритностью - несколько непривычно смотрелись чернокожие исполнители, поющие на русском языке.
Оригинальными выглядели и декорации, которые сделал наш бывший соотечественник Георгий Цыпин, впервые приглашенный для подобной работы в знаменитый театр. Его движущиеся арки, колонны и огромная рулетка, спустившаяся с неба, были под стать непривычной музыке.
Кстати, о музыке - Валерий Гергиев в очередной раз подтвердил, что он является одним из ведущих оперных дирижеров, заставив вслушаться в музыку, которая имеет тенденцию ускользать и меняться каждое мгновение, как счастье и отчаяние игрока.
Нью-Йорк