Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих - всегда бесспорный выбор.
В ТЕАТРЕ имени Моссовета прошла церемония вручения национальной премии "Золотая маска". Танцевальные странности церемонии награждения появились с самого начала, когда в прологе вечера выступил шоу-балет "Тодес". Бессвязные "обрывки из отрывков" на темы истории театра, с плотными канканирующими девочками в блестящих трусах, разбавленными офицером под XIX век, почему-то размахивающим шпагой... К счастью, это было недолго. Награды начали раздавать с балета. В роли "вручантов" выступили Оксана Мысина и Андрис Лиепа, представленный аудитории как "потомок Красса". Первой получила премию единственная номинантка в разделе "Лучшая женская роль в балете" Диана Вишнева (Мариинский театр) - за "Рубины" в балете "Драгоценности". Победительница, разумеется, была довольна, но в ответном слове отметила, что выиграть соревнование у себя самой - не самая интересная победа в жизни. Вторая подряд "масочная" награда екатеринбургского хореографа Татьяны Багановой в номинации "Лучшая работа балетмейстера" была предсказуема так же, как и присуждение "Маски" за лучший спектакль в балете петербургским "Драгоценностям" (Мариинский театр).
Но жюри два раза ошарашило. Во-первых, оно неожиданно не присудило никому награду за мужскую роль в балете, что совершенно правильно. Оба номинанта - москвич Дмитрий Белоголовцев и петербуржец Вячеслав Самодуров - на премию не станцевали. Во-вторых, лучшим спектаклем были признаны челябинские "Зарисовки с натуры". Спектакль поставлен в тамошнем Театре современного танца хореографом Ольгой Пона и может смело считаться значительным художественным явлением в жизни труппы и города. Но никак не всей России. Кажется, больше всех неожиданной милостью жюри был удивлен представитель театра, получавший "Маску": в Челябинске явно не ждали такого размашистого признания своих художественных заслуг. Непостижимо, как можно было проигнорировать пластически и режиссерски красивый спектакль Татьяны Багановой "Кленовый сад" - и отдать "Маску" зрелищу, которое в лучшем случае можно назвать умеренным и аккуратным?
Эту горькую пилюлю подсластило присуждение в номинации "Новация" приза "Балету толстых" из Перми. Пронзительный и ироничный спектакль "Бабы. 1945" по праву взял награду, обойдя трех конкурентов. А хореограф Евгений Панфилов, многолетний номинант фестивального конкурса, наконец-то получил свою "Золотую маску".
Лидеру современной российской оперы Валерию Гергиеву достаточно, оказывается, лишь сезон воздержаться от шедевров, чтобы произошла революция. Предсказанная битва между "Геликоном" и Мариинкой закончилась в пользу первого. "Геликон" получил четыре из пяти оперных номинаций. Награжден режиссер Дмитрий Бертман за свой на сей раз умеренный эротизм и большее, чем обычно, внимание к музыке. Выиграли сделавшие ставку на шоу-политическую структуру "Геликона" дирижер Владимир Понькин и певица Анна Козакова. Их же спектаклю "Леди Макбет Мценского уезда" присвоен титул "Лучшего спектакля". Отменит ли премия недавно высказанное дирижером обещание никогда больше не переступать порог "этого театра"?
Категорически несправедливо игнорирование постановочных идей "Пиковой дамы" Театра "Санктъ-Петербургъ Опера" и "Евгения Онегина" из Саратова, пусть спектаклей не идеальных, но без сомнения режиссерски более состоятельных. Не требует доказательств и то, что лучшие спектакли (то есть целое) выпускаются пока что в Мариинке. Хотя единственная доставшаяся этой труппе "Маска" Виктора Черноморцева, Альбериха в "Золоте Рейна" Вагнера, тоже не бесспорна: его пение не достигает высот прежних вагнеровских номинантов "Маски" Николая Путилина и Геннадия Беззубенкова, тогда как выдвинутый за "Дон Жуана" Евгений Никитин и вокально, и актерски гораздо ярче. Оперные премии вручали Юрий Башмет и Марина Лапина. Если бы от нынешней "Маски" честно досталось всем честно старавшимся в минувший сезон, извинительный спецприз жюри оркестру Мариинского театра не выглядел бы так неуместно.
К малопредставительному конкурсу оперетт и мюзиклов присоединился его потенциальный лауреат - Владимир Жириновский. На церемонии вручения "Маски" он вышел на сцену в маске, интонационно чисто продекламировав: "Да, я шут, я циркач - так что же?!" Публика лежала от хохота, сразу узнав вице-спикера Госдумы. Премию же пришлось присудить первому российскому мюзиклу "Метро", правда, отставшему от своих западных аналогов лет эдак на 30, и его режиссеру Янушу Юзефовичу. Труды краснодарцев в этом жанре оценили присуждением премии дирижеру Георгию Аверину за модернизированного Дунаевского "И вновь цветет акация".
От оперетты перешли к куклам. В номинации "Лучшая работа актера", как и в балете за мужскую роль, решено приз не вручать (хотя в списках было всего лишь одно имя). Номинацию "Лучший спектакль" в очередной раз (что справедливо) "Маску" получил "Гамлет", Театр "Тень отца", Москва. Награду вручили Ирина Хакамада и Андрей Бартенев, чей абсурдистский "Мармеладовый код" под "Колхозную песню о Москве" Леонида Десятникова вызвал некоторое недоумение в зале.
"Драматические" награды объявляли Элина Быстрицкая и Владимир Меньшов. Отрадно, что отмечен премией за "малую форму" не вызывающий разночтений спектакль "Мастерской Петра Фоменко" "Одна абсолютно счастливая деревня". Это подтвердила и овация зала при вскрытии конверта. Кстати, стало известно, что при голосовании "Деревня..." лишь на один голос опередила "Черного монаха" по .Чехову Камы Гинкаса (МТЮЗ). Последний, как и спектакль Петра Фоменко, был заявлен в четырех номинациях. Получил же так же, как и фоменковский, одну: "Золотой маской" был награжден "лучший художник" Сергей Бархин, давний соавтор Гинкаса.
Кратко перечислим лауреатов конкурса театров драмы. "Лучшая женская роль": Татьяна Кутихина - Москалева, "Дядюшкин сон" по Достоевскому, Камерный театр, Воронеж. "Лучшая мужская роль": Константин Райкин - Контрабасист, "Контрабас" Зюскинда, театр "Сатирикон" имени Райкина. Приз за своего художественного руководителя получил ведущий вечера актер театра Григорий Сиятвинда. "Лучшая работа режиссера" и "Лучший спектакль большой формы": Григорий Дитятковский и его "Потерянные в звездах" по Левину, Театр на Литейном, Санкт-Петербург.
Отводя возможные обвинения в пристрастности, жюри учредило специальные призы. Один из них получил известный театральный художник Давид Боровский, названный ведущей вечер Юлией Рутберг "эталоном качества". Так, по-видимому, попытались смягчить шок: великолепный спектакль Льва Додина "Молли Суини" (Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург), выдвинутый в пяти (!) номинациях, в том числе за сценографию Боровского, не получил на "Маске" ничего. Вторым спецпризом был награжден "Потрясающий актерский дуэт" - Инна Чурикова и Армен Джигарханян, "Город миллионеров" Эдуардо Де Филиппо, Театр "Ленком". Приз критиков и театральных журналистов, аккредитованных на фестивале, увез в Санкт-Петербург спектакль Андрея Могучего "Школа для дураков" по Саше Соколову, театр "Балтийский дом" и "Формальный театр".
Завершало динамичную церемонию вручение премии "За честь и достоинство". Как отметил председатель СТД и нынешнего жюри Александр Калягин, здесь "невозможны случайность и пристрастность". Более 30 лет возглавляет Татарский государственный академический театр имени Камала Марсель Салимжанов, мечтающий еще проработать в нем столько же. Когда на сцену поднялась Алиса Фрейндлих, зал встал и долго аплодировал. Трудно было придумать лучший финал 7-й "Золотой маске".