В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 8 апреля, завершился фестиваль "Золотая маска". Афишу закрывали два спектакля: в театре "Московская оперетта" сыграли мюзикл "Метро", который в номинации "Оперетта" конкурирует с опереттой Исаака Дунаевского "И вновь цветет акация", поставленной Борисом Цейтлиным в Краснодарском музыкальном театре. А на старой сцене Таганки в последний, третий раз можно было увидеть спектакль Льва Додина "Молли Суини".
Вчера вечером в Театре имени Моссовета лауреатам раздали "Маски". По традиции заранее были оглашены имена лауреатов премии "За честь и достоинство". Ими в этом году стали Алиса Фрейндлих, актриса БДТ имени Г.А. Товстоногова, и главный режиссер Татарского государственного театра имени Камала Марсель Салимжанов (который стоит во главе этого театра уже 35 лет!). Премией "За поддержку театрального искусства России" отмечены губернатор Иркутской области Борис Говорин и Николай Гришко, который возглавляет фирму своего имени.
Торжественная церемония началась в семь часов вечера, а потому почти ни одна газета не могла поспеть к читателям с результатами. Но мы решились (правда, уже не в первый раз) на своего рода безумство: когда желающие уже узнают из сообщений радио- и телевизионных репортажей о том, что и как, мы предложим читателям свои прогнозы. Причем в своих предположениях мы обещаем учитывать не только свои симпатии и вкусы, но и возможный расклад голосов жюри.
Драма
Каждый год в правилах "Золотой маски" что-то меняется. На сей раз в драматическом театре разделили спектакли большой и малой формы. Видимо, был услышан глас Марка Захарова, давно уже проповедующего невозможность сравнения спектаклей, идущих для сотен, как в "Ленкоме", и для нескольких человек, как у многих других. В итоге моноспектакль "Контрабас" вошел в "большую форму", а многонаселенная "Одна абсолютно счастливая деревня" - в "малую", что заставляет думать о каких-то иных нормах или признаках. Режиссерскую работу решили не делить, а вот лучших спектаклей по новым правилам может быть два. Выбор у жюри был велик, да вот незадача.
Председателем жюри в этом году избрали Александра Калягина. Довольно странное решение, если иметь в виду, что не так часто в жизни актера (вообще, а не только Калягина) случаются крупные удачи. У Калягина - случилась, Шейлок в одноименном спектакле Роберта Стуруа. Уже не странность, а сложность заключалась в том, что Калягину в конце года предстоит съезд Союза театральных деятелей, перед которым важно навести мосты с провинцией, которые на протяжении всех последних лет только рушились (не только по вине председателя, а может, и вовсе без его вины). Потому Калягину было бы важно, чтобы "Маски" разошлись не только между Москвой и Петербургом (по-прежнему наиболее конкурентоспособными в театральном деле), но и, как говорится, не обошли серьгами и других сестер. Интересно, в какой мере это удастся, а вернее, уже удалось. Ниже предлагаем собственный вариант "развития событий".
Среди спектаклей "большой формы" скорее всего почти сразу же остановятся на "Молли Суини" петербургского Малого драматического театра - Театра Европы. Это потрясающий, у нас редчайший, можно даже сказать, что почти небывалый (другой пример - Кольтес - тоже возникал на тех же додинских подмостках), а в данном случае еще и успешный пример такого словесного театра, где, кроме слова, кроме сменяющих друг друга монологов, почти ничего и нет. Трудно вообразить, актеры какого еще театра, какой иной, кроме додинской, выучки смогли бы сыграть эту пьесу так же, чтобы драматизм был выражен в слове (Екатерина Сальникова остроумно заметила, что одной из причин может быть естественная климатическая близость Ирландии, где написана пьеса, и Петербурга). Достоинства "Контрабаса" можно будет "отложить" до рассмотрения лучшей мужской роли, а "Город миллионеров" имеет шанс отпасть из-за полной неопределенности с авторством. Даже при желании вряд ли члены жюри остановят выбор на томском или новосибирском спектаклях, что, правда, ставит в совершенно дурацкое положение режиссера Олега Рыбкина, который постоянно входит в номинации "Золотой маски", но всегда оставался за бортом при награждении. В "малой форме" выбирать придется из двух столичных работ - "Черного монаха" Камы Гинкаса и "Одной абсолютно счастливой деревни" Петра Фоменко. И тот, и другой достойны награды, будучи формально безупречны. Предположим, что выбор падет на "Одну абсолютно счастливую деревню", которая идет в "Мастерской Петра Фоменко". В этом случае лучшим режиссером назовут Каму Гинкаса. Здесь рокировка - самый изящный из возможных вариантов. Хотя за бортом по-прежнему оказывается провинция, такое решение и выбор между Додиным (если не захотят делить лучший спектакль и лучшую режиссуру), Фоменко и Гинкасом воспримут овацией.
Сложнее с работой художника, поскольку выбирать между изяществом архитектурной работы Сергея Бархина ("Черный монах"), помпезным великолепием Олега Шейнциса ("Город миллионеров") и какой-то невероятной фантазией Елены Степановой ("Ангел приходит в Вавилон", Томск) достаточно трудно. Тот случай, когда можно уступить даме, к тому же представляющей регионы России. Но куда реальнее победа Сергея Бархина.
Женская роль по справедливости должна достаться Татьяне Шестаковой, чья работа в спектаклях Льва Додина и так часто недооценивается, особенно в родном их Санкт-Петербурге. В то время как ее поразительному по музыкальности, напевности голосу нет равных, среди немногих она способна сыграть трагедию. "Золотую маску" за лучшую мужскую роль будут оспаривать друг у друга петербуржцы Сергей Дрейден ("Потерянные в звездах", Театр на Литейном), Сергей Курышев и москвичи Константин Райкин, Сергей Тарамаев и Сергей Маковецкий (в списке - 11 кандидатов!). Дрейден или Тарамаев - наиболее вероятные лауреаты.
МУЗЫКА
В СОСТОЯВШЕМСЯ присуждении "Золотой маски" в разделе музыкального театра мало объективности за отсутствием очевидного лидера. Кто из дирижеров все-таки лучший? Признанный в мировом оперном бизнесе Валерий Гергиев, в "Золоте Рейна" и "Дон Жуане" отставший от былых достижений? Высочайший профессионал Юрий Кочнев, давший убедительное и новое прочтение запетого "Евгения Онегина"? Или обладающий, в силу разных причин, заниженной репутацией Владимир Понькин, ставший вровень с корифеями, когда-либо исполнявшими "Леди Макбет Мценского уезда"?
Режиссура всех спектаклей, наоборот, крайне уязвима. Обе постановки немца Йоханнеса Шаафа в Мариинке направлены на девальвацию высокого смысла опер, что вряд ли стоило бы приветствовать. Юрий Александров в "Пиковой даме" берет профессионализмом, но идет вразрез с самой оперой. До неясности перегружен символами трогательный и по-своему глубокий "Онегин" Дмитрия Белова, хотя и позитивно направлен к Чайковскому, а его актерские решения наиболее проработаны. "В точку" отдельные сцены "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Бертмана, целое же, как всегда, движет "голый" радикализм.
Совсем провальны сценографические номинации Мариинского театра, их объективно превосходит оформление "Пиковой дамы" в "Санктъ-Петербургъ опере", добросовестно работающее на режиссера.
Из женщин более других достойна премии Анна Козакова, со всей артистической полнотой переживающая в роли Катерины Измайловой свой звездный час. Замечательная Донна Анна Ирины Джиоевой не дорастает до абсолютного центра своего спектакля. Елена Еремеева, Графиня в "Пиковой даме" - не более чем хорошая певица. Не вызывает сомнений, кто лучший исполнитель мужской роли, - Евгений Никитин, прекрасно поющий и сценически естественный Дон Жуан. Сильный и вокально, и актерски Леонид Сметанников в роли Онегина на премию почему-то не номинирован, а питерский Герман Виктор Алешков не решает вокальных проблем своей партии.
Что касается номинации "Лучший спектакль", поставщик таковых, безусловно, Мариинский театр с его наиболее развитыми возможностями. Именно так следовало бы отмечать этот театр, персонально поддерживая и других славно потрудившихся в прошедшем году. Но без явного лидера открыт простор субъективным предпочтениям членов жюри. Заранее был предопределен братский "дележ" между Мариинкой и "Геликоном", традиционно собирающими "Маски". Так же раскладываются и личные симпатии заседающих. Например, глава жюри Алексей Парин тесно сотрудничает с "Геликоном", именно на этой сцене ему удается воплощать не только свои литературные опыты оперного либреттиста, но и более серьезные режиссерские амбиции. В этом же направлении кренится и Евгений Бражник: "Геликон" - пока единственная зацепка екатеринбургского маэстро в столице. Примадонна Большого театра Маквала Касрашвили периодически вовлекается в проекты Гергиева. Потянется к более влиятельным и знаменитым лишенный собственного вкуса Святослав Бэлза. Сочувствие Дмитрию Белову, постановщику саратовского "Онегина", возможно со стороны Кирилла Стрежнева, дирижера Екатеринбургской музкомедии, где работал Белов. А как тут забудешь о "легком жанре"? Ведь мюзикл "Метро" уже давно удостоился официальной апробации.
Балет и современный танец
В НОМИНАЦИИ "лучший балетный спектакль" награда достается петербургским "Драгоценностям". Эта постановка Мариинского театра в результате исчезновения с афиши фестиваля "Дочери Фараона" и "Манон" осталась практически без конкурентов. Вряд ли жюри рассматривало наравне с трехактным балетом 12-минутный шедевр "Послеполуденный отдых фавна" (ГАБТ) или тоже длинный, но по всем статьям второсортный "Фауст" Питерского Театра имени Мусоргского.
За лучший современный танец наверняка награждается труппа из Екатеринбурга "Провинциальные танцы" со спектаклем "Кленовый сад". Просто потому, что реальных конкурентов у этого спектакля нет. Соответственно и автор "Сада" Татьяна Баганова наверняка получает награду как лучший хореограф. Здесь вряд ли были конкурентами и Николай Боярчиков, поставивший "Фауста", и Евгений Панфилов с его претенциозным балетом "Прекрасные дамы маркизов и русских князей".
Еще проще с женской ролью в балете. Диана Вишнева из Мариинского театра соревновалась сама с собой - прочие кандидатки улетучились по болезни или из-за неучастия ранее номинированного спектакля в фестивальном просмотре. С мужской ролью сложнее. При отсутствии Сергея Филина, который за танцы в "Дочери Фараона" наверняка получил бы "Маску", выбирать надо из Вячеслава Самодурова в "Драгоценностях" и Дмитрия Белоголовцева в "Фавне". Самодуров танцует много и в сложной хореографии, хотя от Баланчина он стилистически далек. Белоголовцев находится на сцене 10 минут, медитируя и поддерживая партнершу: технических трюков никаких, выгодно подать себя как виртуоза нельзя, а подводные течения хореографии остаются за бортом. Но, с другой стороны, Белоголовцев - москвич. И его "Маска" хорошо уравновесила бы "Маску" Вишневой.
В номинации "Новация" шансов у спектаклей "Имитатор ДЭИ" и "Суицид" не было: они слишком бьют по зрительским нервам, чтобы получить награду. Реально соревновались между собой качественный спектакль "Бабы. 1945" пермского "Балета толстых" в постановке Евгения Панфилова и владикавказский обрядовый театр "Арвайден". Побеждает скорее всего "Арвайден" - за стильный дизайн по форме и национальное содержание.