0
907
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2001 00:00:00

Ведьмы в Мегаполисе, или долой мрачность!

Тэги: фадеечев, театр, танец, спектакль, премьера


фадеечев, театр, танец, спектакль, премьера

ТЕАТР танца Алексея Фадеечева был образован осенью, первые представления дал перед Новым годом и теперь быстро набирает репертуар. Сразу две премьеры, одна из которых - мировая, только что представлены на сцене Театра оперетты при помощи продюсерской фирмы "Постмодерн-театр". Судя по увиденному, Фадеечев намерен создать в России прецедент: театр балетной неоклассики и, возможно, танцмодерна. Ведь ниша между Большим театром и опытами радикального толка в "контемпорари данс" у нас до сих пор свободна. Практикуются или Петипа с идеалистическими па, обшитыми "разговорной" мимикой, или тяжелые танцы, напоминающие о земном притяжении. Третьего нам было не дано - исторически проспали.

В отличие от многих коллективов Фадеечев имеет возможность приглашать на постановки известных зарубежных балетмейстеров. На этот раз он решил повторить опыт с австралийцем Стентоном Уэлшем, ранее уже поставившим в труппе балет "Green". И пригласить молодого американского хореографа Трэя Макинтайра, как и Уэлш, рекомендованного Ниной Ананиашвили (знакомство произошло в Хьюстонском балете, где Ананиашвили танцевала, а упомянутые творцы ставили). Оба сделали то, что их просили: дали небольшой труппе по короткому, удобному для показа на любой сцене балету. С одной стороны, в спектаклях есть броские партии для приглашаемых балетных "звезд", а с другой - разветвленные танцы кордебалета, оттачивающего уровень на подчас непривычной лексике.

Спектакль Макинтайра "Между небом и землей", впервые сделанный автором в Америке, поставлен на музыку "Кронос-квартета". На пресс-конференции балет был аттестован создателем как протест "против мрачности", тотально обосновавшейся в современном искусстве. Действительно, хореограф сделал танцевальный антидепрессант. Пустая сцена ровно залита светом, как солнцем. Исполнители одеты в желтое и розовое. В фонограмме - обработки африканских мелодий, под которые не сможет грустить даже убежденный пессимист. В отсутствующем, но подразумеваемом сюжете - белые классические танцовщики, играющие в танцующих негров. В добротной стремительной хореографии - соединения ловко сдвинутых "по фазе" классических движений и развинченности, которая провоцируется звуками музыки. Спектакль начинается и кончается мужским соло. Движения солиста, "взбивающие" воздух над полом (антраша и бризе), с появлением других танцовщиков переходят в размашистые арабески в воздухе, остроумные обводки (кавалер стоит спиной к даме), разнообразные поддержки, не напоминающие о балетах наследия. Балерины качаются с носка на пятку и оплетают ногами партнеров, как плющ - стену. В финале тот же солист "гасит" коллективную энергию коды в тех же па, с которых балет начинался.

В спектакле заняты артисты разных московских театров. И солисты ГАБТа Элина Пальшина с Русланом Прониным, и артисты Детского музыкального театра Елена Петриченко с Сергеем Чумаковым, и премьер Музыкального театра Виктор Дик с явным интересом пробуют что-то для себя новое. Но синкопический драйв, заложенный в музыке, пока не дается большинству исполнителей, они танцуют чересчур строго, слишком "классично". По привычке жертвуя требуемую страсть тела, прожаренного солнцем, - правилу прямой спины в классике, а беглость и скорость танца не всегда соединяя с сочной внятностью каждого па. Лишь Мария Александрова из ГАБТа больше других сумела показать, что радость от танца - в самом танце, а не в постоянной профессиональной улыбке.

Хотя Стентон Уэлш сделал спектакль специально для этой труппы, его балет показался менее интересным. Особенно после показанных во втором отделении искристых "Прелестей маньеризма" - давнего балета Алексея Ратманского, ставшего репертуарным спектаклем театра Фадеечева. Творение Уэлша под названием "Опус-Икс" ("Opus-X") исполняется на фоне задника с небоскребами. И выглядит как нечто урбанистически-феминистское и зловеще-многозначительное. Такой опус как раз получится, если, к примеру, героинь знаменитого фильма "Ведьмы из Иствика" поселить в Нью-Йорке и заставить "серьезно" танцевать. Танцы в "Опусе" скупо-однообразны и декларативны: между основными классическими позами-остовами - гроздья многократно виденного и сухого модерна. Апофеоз чем-то похож на шоу "Риверданс" вкупе с дискотекой, только на пуантах. Главные партии исполняют Нина Ананиашвили и Сергей Филин, причем балерина объяснила на пресс-конференции, что она больше хотела танцевать в балете Макинтайра, но решила своим участием "подстраховать новую, неизвестную постановку". В музыке американского японца Леонарда Ето - микст джаза, регги, ирландских мелодий и барабанного боя. Под эту мешанину вокруг премьеров жестко ворожит женский кордебалет. На сильные доли музыки все танцовщицы вскакивают на пуанты, на слабые - дружно опускаются на полную стопу. Суровые амазонки в темно-лиловом истово воздевают стиснутые и раскинутые руки, ходят, выпятив вперед бедра, по-цыгански сотрясают плечами, победительно маршируют - словом, всячески демонстрируют силу духа через силу тела. Три танцовщика совершенно теряются среди этих самодостаточных особ. Именно дамы такого сорта в Америке обожают чуть что подавать в суд за сексуальное домогательство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2289
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1141

Другие новости